Читайте также
Судьба Эдома
В недельной главе «Ваишлах» приводится родословная Эсава: «Вот родословная Эсава, он же Эдом. Эсав взял своих жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Эйлона, Хэйтийца, и Ооливаму, дочь Аны, внучку Цивона, Хиввийца. И Басмат, дочь Ишмаэля, сестру Невайота… И взял Эсав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и все души дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все достояние свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в (другую) страну от лица Йакова, брата своего. Ибо имущество их было слишком велико, чтобы жить вместе, и земля пребывания их не могла вместить их из-за стад их. И поселился Эсав на горе Сэир; Эсав, он же Эдом. И вот родословная Эсава, отца Эдомеев, что на горе Сэир».
Итак, после примирения братьев, они разделили землю. Ицхак не входил в территориальные тяжбы с Ишмаэлем, последний был изгнан Авраамом в пустыню. Но сам Авраам щедрым жестом поделил Обетованную ему землю с Лотом («Ведь вся земля пред тобою. Отделись же от меня. Если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево» 13:9). Они растались мирно и благодаря этой заслуге (через Рут) Лот получил свою долю в мессианском роде.
Как прежде Авраам и Лот, Йаков и Эсав также разделили пастбища. Эсав ушел на восточную сторону Иордана, а Йаков остался на западной. Знаменательно и символично, что Эсав, в начале вознамерившийся убить брата, в конце концов добровольно уступил ему Святую землю ("пошел в другую страну от лица Йакова"). И в этом компромиссе угадывается образ их грядущего примирения.
Историческая Эдомея прекратила свое существование в 106 году н.э., превратившись в римский протекторат. Между тем мудрецы Талмуда («Авода Зара» 11.б) пришли к выводу, что в действительности Рим оказался протекторатом Эдомеи, духовным протекторатом.
В предисловии к книге пророка Овадии Абарбанель пишет: «Ты должен знать, что земля Эдома, граничащая с землей Израиля, и народ, который вышел из нее и распространился во всем мире, в наше время это – христианский народ – он потомок Эдома».
Как же скадывалась судьба Эдома, родословная которого столь обстоятельно представлена в нашей главе?
Как после смерти Шломо его царство раскололось на два – на Иудею (2 колена) и Самарию (10 колен), так же после смерти императора Феодосия I в 395 году раскололось и царство Эдома, раскололась Римская империя.
Раскол Иудейского царства на Иудею и Израиль пролег по трещине, возникшей между двумя мессианскими родами – потомков Иеуды и потомков Йосефа. Раскол Римской империи произошел схожим образом - по религиозному и этнографическому признаку: на Западе среди народов романской языковой группы утвердился католицизм, на Востоке среди славян преимущественно распространилось православие. Причем этот раскол также можно возвести к конфликту двух братьев - апостолов Петра и Андрея. Андрей оказался покровителем Восточной Европы и православия, Петр – западной европы и католицизма.
Восточная римская империя – Византия просуществовала почти тысячу лет, а после оккупации Константинополя турками, знамя восточного Рима было подхвачено Российской империей, прозвавшей себя Третьим Римом и перенявшей византийский герб – двухглавого орла. Соответственно, главным претендентом на роль Рима в Западной цивилизации в настояшее время являются США, исходно подчеркивающие свою преемственность с древним Римом (Капиталийский холм, Сенат, Конгресс, эмблема орла).
Таким образом, можно сказать, что в наши дни главными инкарнациями расколовшегося древнего Рима являются Москва и Вашингтон, причем, по меньшей мере, в Вашингтоне распознается образ Эсава, братски расположенного к Йакову.
А что же старушка Европа? Может ли еще какой-либо европейский город претендовать на инкарнацию Рима? Претендовать на образ братски настроенного к Йакову Эсава?
Мистический центр
Как до возникновения США проявляла себя римская идея в Западной Европе?
На месте Западной римской империи образовалось франкисткое царство, расцвет которого был достигнут при Карле Великом (742-814). Дальнейшим продолжением античного Рима стала Священная Римская Империя, которая была основана в962 годувосточно-франкским королемОттоном I Великим.
В период наивысшего расцвета в состав этой империи входили:Германия, являвшаяся её ядром, северная и центральнаяИталия,некоторые территории Франции, а с 1134 года Чехия, куда два века спустя переместился центр империи. Прага была столицей Священной Римской империи с 1346 по 1437, и с 1583 по 1611. Священная Римская Империя просуществовала до 1806 года. Последним ее отблеском в определенной мере можно признать Астро-Венгрию (1867-1918), но по большому счету в XIX веке Рим перекочевал за океан.
Тем не менее, если попытаться указать хотя бы символическую столицу Европы – наследницы древнего Рима, то ей, пожалуй, окажется, одна из его исторических инкарнаций - Прага.
Согласно легенде, две семьи, возглавляемые братьями Чехом и Лехом, вышли из беспокойных славянских земель в поисках лучшей жизни. Чех обосновался на берегу Влатавы, а Лех отправился дальше – до Вислы.
Место с живописными горами вдоль порожистой реки, облюбованное Чехом, оказалось необычным. На глаз видно, что оно явилось порогом («прага» значит порог) между Западной и Восточной Европой. Здесь они наиболее осмысленно и напряженно столкнулись. Как символ, древнийславянский (Пржемысловический) Вышеград веками сосуществовал вместе с более новым германским (гарбурским) Пражским градом. Но при этом славянское население города все же было полностью «прозападным» – католическим.
Итак, Прага, являясь столицей именно Западной Европы, оказалась одновременно общеевропейским порогом, центром всей Европы.
Михаил Шильман в исследовании «Такты истории» обращает внимание, что в Праге стягиваются силовые поля Европы, что восемь осей, между лучами которых 22,5 градусов (360 поделить на 16), проведенных через Прагу, пересекают 28 европейских столиц. Так, одна ось пересекает Мадрид, Берн, Прагу, Варшаву, Минск, Москву. Другая, перпендикулярная ей - Берлин, Прагу, Вену, Афины, Ираклион. Одна ось пересекает Константинополь, Будапешт, Прагу, Эдинбург. А другая, ей перпендикулярная - Монако, Прагу, Ригу и Санкт-Петербург. Ось, проходящая строго через Лондон, Прагу, Кишенев, Ереван, находится под прямым углом к оси, пересекающей Рим, Прагу, Стокгольм. А ось Париж, Люксембург, Прага, Краков, Киев перпендикулярна оси Осло, Копенгаген, Прага.
Не удивительно поэтому, что Прага - мистический город, в котором веками процветали волхвы и алхимики. Здесь в доме 502 на Карловой площади немецкий чернокнижник Иоганн Фауст подписал договор с дьяволом, и здесь же по истечении условленного срока отдал ему душу.
Город этот на удивление беден деятелями культуры мирового масштаба. Пальцев одной руки вполне будет достаточно, чтобы пересчитать их всех. Помимо упомянутого Фауста, можно назвать предшественника протестантизма Яна Гуса и композитора Бедржиха Сметану, известного своей «Влтавой», мелодией перекликающейся с сионистской Атиквой. Среди пражских литераторов мировую славу снискал Франц Кафка. Из сочинений Кафки может создаться впечатление, что их автор жил в каком-то мрачном мегаполисе из однотипных блочных строений. По-видимому, талант писателя расцвел в Праге не благодаря, а вопреки сказочной ауре родного города. Истинная интроверсия должна быть устойчива к любым внешним впечатлениям.
Ну и, конечно, главное имя, входящее в пятерку пражских знаменитостей – это рабби Йегуда-Лейб Ливо Бен Бецалель - Магараль (1512-1609). Мудрец этот интересен не только тем, что ему приписывается создание Голема, но в первую очередь своими яркими, независимыми сочинениями. В одном из них - "Нецах Исраэль" Магараль доказывает, что Избавление не обусловлено исполнением заповедей (т.е. может носить светский характер), и не раз возвращается к Талмудическому утверждению, что Машиах обитает у ворот Рима. Магараль трактует это в том смысле, что Машиах выйдет из Рима, что Избавитель будет оснащен всеми достижениями европейской цивилизации.
Кода Магараль высказывал эти мысли, Прага являлась «Римом», являлась столицей Священной Римской империи. Магараль не знал слова "сионизм", но он сознавал, что является его провозвестником.
Итак, быть может самая примечательная черта Праги, позволяющая именно ее признать столицей Европы – это как раз ее еврейская черта. В этом городе пути Эсава и Йакова провиденциальным образом пересекаются. Звуки «Атиквы» проступают в симфонии «Влатава», а в «златости» Праги отражается «захав» Иерусалима.
Согласно легенде, евреи появились здесь еще раньше Чеха и Леха, а фундамент выстроенной в XIII веке Старо-новой синагоги (на чердаке которой покоится тело магаралевского Голема) представляет собой мегалит, доставленный (ангелами, разумеется) из руин иерусалимского Храма.
Считается, что странное название синагоги - «Староновая» обязана тому, что соответствующее немецкое словосочетие «Altneu» является калькой ивритского «аль-тнай» - «на условии»: синагога возводится на камне из Храмовой кладки на условии, что при восстановлении Дома Божия камень будет возвращен на место.