Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Проявление душ ("Аазину")

Мы обитаем в негативном, перевернутом мире, но Божественный суд, смерть, забирающая всех без разбора, немедленно, как в аналоговой фотографии, "проявляет" человека, и он занимает полагающееся ему место.

13.10.2016
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

Из каких Муравьевых будете?

В недельной главе "Аазину" сказано: "Он твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его праведны; Бог верен и нет кривды; праведен и справедлив Он" (Дварим 32:4).

В Талмуде, в трактате Таанит (11.а) по поводу этих слов говорится следующее: "Бог верен" - подобно тому, как с грешников в грядущем мире взыскивают даже за малое преступление, которое они совершают, так в этом мире взыскивают с праведников даже за малое преступление, которое они совершают. "И нет кривды" - подобно тому, как праведников в грядущем мире удостаивают награды даже за малую заповедь, которую они исполнили, так в этом мире удостаивают награды грешников даже за малую заповедь, которую они исполнили".

С чем связан это принцип воздаяния?

Магараль следующим образом разъясняет его в 15 главе "Нецах Исраэль": "Мир сей и мир Грядущий разделены, так как один связан с материей, а другой отделен от нее, и поэтому нет человека, который бы удостоился угощения от столов обоих этих миров. И на это намекали мудрецы в Бава-Кама (93 а): "Сказал р. Ава: Будь всегда в числе преследуемых, а не в числе преследующих. Нет хищных среди птиц, возносимых на жертвенник, только голуби ("тор" и "йона"). А в мидраше Коэлет-Раба (83) сказано: "Израиль преследуем больше всех, и его избрал Господь. Раби Элиэзер сказал: бык преследуется львом, козел - тигром, овца волком. Но приносят в жертву Богу не из преследующих, а из преследуемых". И это так, потому что все, что относится к этому миру, который мир материальный, не имеет связи с тем, что от материи отделено, а потому и участь его только в этом мире. И тот, кто преследуем в этом мире, доказывает тем самым, что он не занимает в нем значительного места, и принадлежит Всесвятому".

Нравственный выбор исходно достаточно близких по своей природе людей зачастую разносит их по духовно совершенно разным мирам. Граф Михаил Николаевич Муравьев был послан в 1831 году на подавление польского мятежа. В Гродно кто-то поинтересовался, не является ли он родственником казненного декабриста Сергея Муравьева-Апостола? Граф с предельной ясностью дал понять, что вопрос родства в данном случае совершенно излишен. "Я - ответил граф, - не из тех Муравьевых, которых вешают. Я из тех, которые вешают".

Этому принципу Божественного судопроизводства, принципу воздаяния в том мире, к которому человек принадлежит, отвечает соответствующая духовная позиция. Народ, избравший этот мир, учит, что "человек человеку волк". Народ, избравший мир Грядущий, разработал иную философию. В "Перкей Авот" сказано: "Тот, кто обладает следующими тремя качествами, считается учеником Авраама: доброжелательностью, смиренномудрием и поникшим духом. А зависть, высокомерие и алчность является качествами, присущими ученикам нечестивца Билама" (5:20). "Мое унижение - это мое возвышение, а мое возвышение - это мое унижение", - говорил Гиллель (Ваикра Рабба 1.5). Или "оскорбляемые, но не оскорбляющие, слышат поношения, но не отвечают, делают все с любовью и радуются страданиям своим, - о них в Писании сказано (Шофтим 5:31): А любящие Его - как солнце, восходящее во всей силе" (Шаббат 88.б).

Рабби Нахман из Бреслава: "Не существует человека, который бы мог удостоиться Торы иначе, как через смирение. Ибо надлежит приуменьшить себя и перед более великим и перед равным и перед меньшим, даже если он самый незначительный. Надлежит занижать свой уровень и так удерживать" ("Ликутей эцот" "Гаава ваанава").

Наконец, в трактате Псахим (50.а) рассказывается следующая история: "раби Йегошуа Бен Лави сказал: Люди важные в этом мире - никчемны в мире грядущем. Раби Йосеф сын раби Йегошуа Бен Лави был близок смерти, и когда выздоровел, спросил его отец: что ты видел, когда был близок к смерти? Ответил он: Перевернутый мир видел я. Верховные, то есть, те кто были важны здесь, оказались внизу, а нижние вверху. Сказал ему: Сын мой, тот мир, который ты видел - мир Истины, и отношения между творениями там те, которые должны быть. И спросил: а как мы - мудрецы там? И ответил: как вы здесь, так вы и там".

Итак, в этом мире все перевернуто, в то время как в мире Грядущем все приобретает свой подлинный и подобающий вид.

Негативное изображение

Эту ситуацию невольно хочется сравнить с аналоговой фотографией, которая изготовляется в два этапа. Сначала на фотопленке образуется негативное изображение: белые предметы выглядят черными, а черные белыми.

Картина, следует заметить, довольно странная, и далеко не всегда возможно разобраться, что вообще на пленке изображено. Однако на втором этапе, при проецировании негативного изображения на фотобумагу, изображение возвращается к своему первозданному виду. Белое выглядит белым, черное - черным.

Мы обитаем в негативном, перевернутом мире, но Божественный суд, смерть, забирающая всех без разбора, немедленно, как в аналоговой фотографии, "проявляет" человека, и он занимает полагающееся ему место.

Пока же мы находимся в этом мире, открывающаяся нам картина причудлива и несуразна, а зачастую и откровенно абсурдна. Это так, потому что мы видим негативное изображение.

У искушенного читателя здесь может возникнуть недоумение: что происходит? Разве все это не чистейший христианский дуализм: "мир во зле лежит", "царство мое не от мира сего", "не судите, да не судимы будете" и т.д.

Разве иудаизм не делает ставку именно на процветание в этом мире: "Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и исполнять будете их, то Я дам дожди вам вовремя, и земля даст урожай свой, и деревья полевые дадут плод свой…" (Ваикра 26:3-9)?

Разве не в этом мире ожидает иудей "проявления" негатива, как сказано: "восстань, свети, (Иерусалим), ибо пришел свет твой, и слава Господня над тобой воссияла. Ибо вот, тьма покроет землю и мрак - народы; а над тобой воссияет Господь, и слава Его над тобой явится. И будут ходить народы при свете твоем, и цари - при блеске сияния твоего. Подними глаза твои, (оглядись) кругом и смотри: все они собираются, идут к тебе, сыновья твои издалека идут, и дочери твои на стороне (у плеча) носимы будут. Тогда увидишь и воссияешь, и устрашится и расширится сердце твое, потому что обратится к тебе богатство запада, достояние народов перейдет к тебе" (Иешайя 60:1-5).

Все верно. Победа правды ожидается в этом мире, но все же она может затянуться до самых последних времен. Пока же в силе "христианская" модель, на которую ссылается раби Иеуда Галеви в своей книге Кузари: "Я вижу, что ты презираешь нашу бедность и униженность. Но этим гордились те великие народы, которых ты упомянул. Они гордились тем, кто сказал: "Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую, а если некто украл у тебя плащ, отдай ему рубашку". Лишь через сотни лет, пройдя презрение, муки и смертельную опасность, его учение и следующие ему достигли поразительной силы. Именно такими людьми они гордились, а не королями, достигшими вершины власти… Так что мы в нашем положении гораздо ближе к Богу, чем если бы были у вершины власти в мире" Кузари (1:113).

Ему вторит Рамбан, заявивший в ходе диспута в Барселоне: "Суть нашего спора не в Мессии... Когда я служу своему Творцу, с твоего королевского разрешения в галуте, в муках и порабощенности, оскверняемый народами... мое возданяние велико, ибо я приношу в жертву всесожжения свое тело и тем самым сподоблюсь жизни вечной в загробном мире. Но когда Царь Израиля, о котором говорит Тора, будет властвовать над всеми народами... мое воздаяние не будет столь большим".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке