Читайте также
Эфраим и Менаше
В недельной главе "Ваихи" Йаков перед смертью прощается с сыновьями, напутствуя каждого особым благословением. Между тем этим напутствиям предшествует характерное "образцовое" благословение, данное Йаковом его внукам - Эфраиму и Менаше: "И было, после этих событий сказали Йосефу: вот, отец твой болен. И он взял двух сынов своих, Менаше и Эфраима. И известили Йакова, и сказали: вот, сын твой Йосеф приходит к тебе. И скрепился Израиль, и сел на постели…. И увидел Израиль сыновей Йосефа, и сказал: кто эти? И сказал Йосеф отцу своему: это сыновья мои, которых дал мне Бог здесь. И сказал тот: возьми же их ко мне, и я благословлю их. И глаза Израиля помутнели от старости: не мог он видеть. И подвел тот их к нему, и он поцеловал их, и обнял их. И сказал Израиль Йосефу: не надеялся я видеть твое лицо, и вот, показал мне Бог и потомство твое. И отвел их Йосеф от колен его, и поклонился лицом своим до земли. И взял Йосеф обоих: Эфраима в правую свою руку, к левой Израиля, и Менаше в свою левую, к правой Израиля, и подвел к нему. И простер Израиль правую руку свою, и положил на голову Эфраима, хотя он младший, а левую на голову Менаше; умышленно положил он так руки свои, хотя Менаше был первенцем. И благословил Йосефа, и сказал: Бог, пред которым ходили отцы мои, Авраам и Ицхак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавивший меня от всякого зла, да благословит отроков сих; и да будет наречено имя мое и имя отцов моих, Авраама и Ицхака, и да расплодятся они во множестве среди земли. И увидел Йосеф, что отец его положил правую руку свою на голову Эфраима; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы свести ее с головы Эфраима на голову Менаше; И сказал Йосеф отцу своему: не так, отец мой, ибо этот - первенец; клади правую руку твою на его голову. И не согласился отец его, и сказал: знаю, сын мой, знаю; он также станет народом, он также будет велик; но меньший его брат будет больше его, и потомство его будет многочисленным народом. И благословил он их в тот день, сказав: тобою будет благословлять Израиль, говоря: "да сделает тебя Бог, как Эфраим и Менаше". И поставил Эфраима впереди Менаше" (48:1-20).
И действительно, эти слова "да сделает тебя Бог, как Эфраим и Менаше" все евреи добавляют при субботнем благословении своих детей. Считается, что это делается в честь того, что Эфраим и Менаше, выросшие при дворе Паро, тем не менее сразу идентифицировали себя со своей семьей - пришлыми пастухами.
Но что все же значит само это странное намерение Йакова подменить первенца вторым сыном, и не имеет ли и оно какое-то отношение к сложившемуся обычаю благословлять детей в субботу?
Раши объсняет странное действие Йакова и его слова "но меньший его брат будет больше его" тем, что от Эфраима произойдет Йеошуа Бин-Нун, который введет народ Израиля во владение землей и будет обучать его Торе, а также совершит великое чудо - остановит солнце в Гивоне и луну в долине Аялона.
Можно было бы удовлетвориться этим объяснением, и все же трудно не связать его так же и с тем, что некогда произошло с самим Йаковом, а именно с тем благословением, которое он получил от своего отца Ицхака, но которое исходно предназначалось не ему, а его старшему брату Эсаву.
Возможно, своим благословением Эфраима и Менаше Йаков узаконил саму возможность таких "рокировок", которые приключались в семье и до, и после того. Более того, эти перестановки представляют собой некую постянную примету наследования "сегулы" - еврейского избрания.
Сквозная примета
Действительно, ранее такая замена произошла с отцом Йакова - Ицхаком, который будучи первенцем Сары, все же не был первенцем Авраама, а наследовал ему по слову Всевышнего: "И увидела Сара, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается. И сказала она Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не будет наследовать сын рабыни этой с сыном моим, с Ицхаком. И показалось это Аврааму весьма прискорбным из-за сына его. И сказал Бог Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; все, что скажет тебе Сара, слушайся голоса ее, ибо в Ицхаке наречется род тебе. Но и сын рабыни, - народ произведу Я от него, потому что он потомок твой" (Береш 21:9-13).
Позже первенцы Израиля были заменены коленом Леви. "И Господь говорил Моше так:… И выделишь ты Левитов из среды сынов Израиля, и станут Левиты Моими. После сего войдут Левиты служить при шатре соборном, когда ты очистишь их и вознесешь их возношением. Ибо вполне отданы они Мне из среды сынов Израиля вместо первоплодия всякой материнской утробы, (вместо) первенца всякого из сынов Израиля взял Я их Себе. Ибо Мой - всякий первенец у сынов Израиля, от человека до скота. В день поражения Мною всех первенцев в земле Египетской посвятил Я их Себе. И взял Я Левитов взамен всех первенцев у сынов Израиля. И отдал Я Левитов из среды сынов Израиля, отданы они Аарону и сынам его для исполнения службы за сынов Израиля при шатре соборном и для искупления сынов Израиля; дабы не было среди сынов Израиля мора при приближении сынов Израиля к святилищу" (Бемидбар 8:6-19).
Не раз мы встречаем в Писании, что избранником оказывается не первенец, а и вовсе последний сын в семье.
Так, про Гидона рассказывается: "И обратился к нему Господь, и сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиль от руки Мидьянитян. Ведь Я посылаю тебя. Но он сказал Ему: о, Владыко, чем мне спасти Израиль? Ведь семейство мое беднейшее в (колене) Менаше, а я младший в доме отца моего. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мидьянитян, как одного человека. И сказал он ему (ангелу): если я обрел милость в очах твоих, то сделай мне знамение, что ты говоришь со мною" (Шофтим 6:14-17).
То же касается и Давида: "И провел Ишай семерых сыновей своих пред Шмуэлем, но Шмуэль сказал Ишаю: не избрал этих Господь. И сказал Шмуэль Ишаю: нет больше отроков? И сказал тот: еще остался меньший; вон он пасет овец. И сказал Шмуэль Ишаю: пошли (за ним) и приведи его, ибо мы не сядем (за трапезу), пока не придет он сюда. И послал тот, и привели его. А он был румяный, с красивыми глазами и миловидный. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Шмуэль рог с елеем, и помазал его среди братьев его; и снисходил дух Господень на Давида с того дня и позже" (2 Шмуэль 16:10).
С одной стороны, наследие "сегулы" связано с первородством, но с другой, оно им до конца не обеспечено, и в последнем счете достигается лишь удостоившимися. В выглядящее природным еврейское избрание вмонтировано избрание сверхприродное, и этот парадокс отражен в частности в том пожелании, которым еврейские родители благословляют своих детей: "да сделает тебя Бог, как Эфраим и Менаше".