Читайте также
Ищет ли Израиль на фоне кризиса в отношениях с Белым домом альтернативу Соединенным Штатам?
Всю неделю политологи и военные обсуждали внезапную поездку премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в Москву. Появление российских военных в Сирии возмутило израильтян не меньше, чем поставки в Иран ПВО С-300.
Нетаниягу появился в Кремле в сопровождении начальника Генштаба Гади Айзенкота, главы военной разведки Герцля Халеви, главы Совета по Национальной безопасности Йоси Коэна. Такой состав делегации означал, что на переговорах обсуждались вопросы стратегического военного характера.
В сирийском конфликте Израиль решает свои конкретные задачи. Это контроль за большим количеством оружия, рост напряженности на северных границах и появление иранских военных в районе Голанских высот.
В этой ситуации израильские наблюдатели невысоко оценивают возможность Нетаниягу "усидеть на двух стульях" - быть буфером между Западом и Кремлем, сохранить с Путиным и его администрацией конструктивные отношения. Эксперты подчеркивают, что ситуация в Сирии является причиной слабой американской внешней политики в Ближневосточном регионе. И хотя визит в Москву был согласован с Вашингтоном, возникает вопрос - не ищет ли Израиль на фоне кризиса в отношениях с Белым домом альтернативу Соединенным Штатам.
Две израильских "красных черты", которые Нетаниягу прочертил в Кремле, ясно обозначили ситуацию, при которой Израиль не пойдет ни на какие уступки и примет меры, соответствующие его оборонной доктрине. Это передача российского оружия ливанской "Хезболле" и открытие второго террористического фронта с участием Ирана на Голанских высотах.
Тем не менее российское военное присутствие в регионе растет.
В СМИ просочилась информация об обнаруженных в Сирии больших партий "стрелкового оружия, российских гранатометов, БТРов и военных грузовиков "Урал". Reuters распространил информацию о прибытии в Сирию двух российских десантных кораблей. Wall Street Journal сообщил, что в нескольких километрах от Латакии создана авиационная база, к северу от нее строятся оружейные склады и жилой комплекс для российских военных.
Одновременно со встречей Путина и Нетаниягу замглавы российского МИДа Михаил Богданов и заместитель МИДа Ирана Амир Абдоллахиян обсуждали ситуацию на Ближнем Востоке. В Израиле это совпадение считают не случайным.
"События последнего времени показывают, что дружественным жестам из Москвы верить нельзя, - утверждают военные эксперты. - Кремль ясно дает понять Иерусалиму, что не прекратит российскую поддержку Ирана, несмотря на то, что это государство открыто объявляет своей целью уничтожение Израиля".
Иран, находясь в жесткой конфронтации с Израилем, подчеркивает свою роль покровителя не только Сирии. Президент Хасан Рухани назвал свою армию главной силой в борьбе с терроризмом на всем Ближнем Востоке: "Мы помогаем правительствам Сирии и Ирака бороться с терроризмом по просьбе их правительств. Если, не дай бог, терроризм возникнет в других странах, их правительства могут положиться на вооруженные силы Исламской Республики Иран".
Получив таких влиятельных союзников, как Иран и Россия, Асад теряет "Хезболлу" в качестве боевого звена. Во вторник, 22 сентября, высокопоставленные руководители "Хезболлы" заявили, что прекращают наступательные действия в Сирии и переходят исключительно к обороне и подготовке к войне с Израилем.
Уход "Хезболлы", с одной стороны, ослабляет военную мощь дамасского режима, а с другой - создает прямую угрозу Израилю.
Город Забадани на ливанско-сирийской границе станет последним полем боя ливанских подразделений на территории Сирии. Еще до начала гражданской войны в Сирии Забадани стал основной базой "Хезболлы", форпостом, через который Иран перебрасывал оружие боевикам. В июле правительственные войска и подразделения "Хезболлы" вновь захватили город, лишив тем самым суннитских боевиков возможности проникновения в долину Бекаа.
Сегодня правительственные войска заключили перемирие с близкими к "Аль-Каиде" суннитскими группировками. Насралла стремится уйти из Сирии, чтобы сохранить политическое влияние в Ливане, где общество с гораздо большим энтузиазмом поддержит идею уничтожения Израиля, чем участие в сирийской гражданской войне.
Слух о том, что летом на севере Израиля начнется новая "операция", появился до Нового года. Вспоминали ливанскую войну 2006 года, когда по территории Израиля боевики выпустили около 5 тысяч ракет. Конфликт с "Хезболлой" обернулся тогда кровопролитной войной, итоги которой критикуются до сих пор.
Осень началась с новых угроз. Европу захлестнул поток беженцев из Сирии. Израиль предвидел такой поворот событий еще года два назад, когда по периметру сирийско-израильской границы демонтировали старые заградительные заборы, заменяя их начиненными электронными датчиками четырехметровыми заградительными сооружениями.
Четвертый год гражданской войны, локализованной на территории Сирии, стал четвертым сезоном реалити-шоу, где каждый день льется кровь, куда бегут сражаться не нашедшие свое место в реальной жизни дети из благополучных европейских семей. Главный герой этого бесконечного сериала - Башар Асад. Несколько лет ушло на то, чтобы лишить его одного из главных атрибутов могущества - химического оружия. Не имея других аргументов, 29 августа 2013 года американская администрация подогнала к берегам Сирии флотилию и направила ракеты в сторону столицы. Казалось, тогда дни власти Асада были сочтены, но план сдачи полномочий под прицелом пушек не удался. Сегодня Башар Асад в добром здравии, укрепляет свои позиции, развивая связи и военное сотрудничество со своими старыми соратниками.
Война продолжается, ее жертвы уже никто не считает.