Читайте также
- Пытавшегося взять интервью у Макаревича лже-журналиста депортировали из Израиля
- Раскрыто самое серьезное мошенничество в истории израильского спорта
- Одна идея, которая стала движением: как родилась Ассоциация HASBARA
- Арестованный за "русское мошенничество" продолжил обманывать из тюрьмы
- 10 самых жарких мест на планете Земля
"Заговорили мы в одной эмигрантской компании про наших детей". Сергей Довлатов "Соло на ундервуде"
Заканчивается очередной учебный год в израильской школе. Горячая предэкзаменационная пора заставила задуматься и присмотреться к поведению обычного ученика: чем, собственно говоря, отличается средний израильский школяр от обычного школьника, учащегося в России?
Отличий слишком много, чтобы описать их в одной статье. Поэтому остановимся лишь на одном важном критерии: подходе или логистике обучения. Советского школьника отличала абсолютная модель обучения. Важным и нужным было все, что "проходили" в школе. У израильского же школьника за годы учебы вырабатывается прагматичный взгляд на науку и школьные предметы.
Во-первых, выбирать для обучения следует только те предметы, которые тебе нужны будут в будущем. А значит, интересоваться только тем, что тебя не затрудняет. Соответственно, готовиться к сдаче на багрут (аттестат зрелости) спокойно и методично – не волноваться и не перетруждаться, потому что завтра тебе нужно будет сдавать другой предмет. Приготовиться к долгому стайерскому бегу с препятствиями – не рвать себя на части в случае отдельной неудачи. Не пытаться спринтерским рывком одолеть все школьные премудрости.
Во-вторых, если ученики старших классов школы в мае-июне сдают массу выпускных зачетов и экзаменов, то у выпускников, то есть учеников 12 класса, количество их удваивается. Найти в плотном графике зачетов, самостоятельных, контрольных, лабораторных, внутренних, государственных экзаменов хоть один свободный день – задача невыполнимая. Отсюда вывод: стремиться не к самой высокой оценке – а не получать плохую.
Кто-то сказал: "Наши дети становятся американцами. Они не читают по-русски. Это ужасно".
Среди нашего брата, репатрианта, бытует даже не мнение – абсолютная аксиома о высочайшем качестве советского образования. Не буду ни с кем спорить или переубеждать, тем более сам из того же материала сотворен да к тому же много лет в советской школе отработал.
Но не меньше времени пришлось проработать в израильской школе, а потому поневоле приходится сравнивать.
Главное: современный израильский школьник не слабее того прошлого советского – просто обучен он по-другому. А уж если сравнивать показатели советского образования прошлого с современным обучением в России – то сравнение будет явно не в пользу нынешнего российского образования.
Здесь хочу сослаться только на одну статью Александра Привалова "О том, что стало со школой". Но материалов на эту тему предостаточно.
Собственно говоря, тон, вектор и мотивацию всего процесса обучения закладывают в детстве родители. Так вот израильские родители совершенно спокойно и хладнокровно относятся к научному фундаменту, который закладывает школа. Ну нет у израильских пап и мам того ужаса, той душевной муки и разочарований, если их ребенок вдруг запустил какой-то предмет, принес плохие оценки и вообще занимается с прохладцей. Нет того благоговейного трепета перед талантливыми детьми, выигрывающими олимпиады и проявляющими повышенный интерес к науке.
"Они не читают Достоевского. Как они смогут жить без Достоевского?" На что художник Бахчанян заметил: "Пушкин жил, и ничего".
Зато твердое убеждение родителей из России: без отличного образования – нет будущего у ребенка. Спросите-ка у таких родителей: кем бы они хотели бы видеть своих детей? Они без запинки ответят: Нобелевскими лауреатами, выдающимися учеными, гениальными шахматистами, известными артистами, фигуристами, танцорами, певцами или спортсменами. Ну, чтобы никак не ниже Григория Перельмана, только без его несчастной судьбы.
Исходя из этих стратегических сверхзадач, и воспитывают ребенка в русскоязычной семье.
Израильская же семья предпочитает тактические задачи, которые и ставит перед школьником. Нужно ли, скажем, изучать в школе физику, химию, астрономию, биологию или географию. Выберут лишь те предметы, которые понадобятся ребенку в будущем. Никто и не вспомнит, что для образованного человека неплохо бы знать основные физические законы, устройство вселенной или химические формулы. Никого не интересуют знания сами по себе – в них никто не вложит драгоценное время.
Так как нет в израильском подсознании прямой связи между занятиями, интересом к науке, серьезным увлечением каким-нибудь предметом и будущим заработком - значит и не стоит забивать себе голову.
Как следствие чисто практического подхода к школьным занятиям – отсутствие вкуса к постоянной рутинной работе.
"Помнится, я, критикуя Америку, сказал ему:
- Здесь полно еды, одежды, развлечений и – никаких мыслей!"
Не следует впадать и в другую крайность, считая, будто бы израильским родителям вообще наплевать на оценки детей. Нет, оценки должны быть пристойными, чтобы иметь возможность продолжить обучение в высшем учебном заведении. Хотя и перспектива остаться без высшего образования никого не пугает. Тем более родители твердо убеждены: если нужно будет что-то подучить – никогда не поздно это сделать.
Конечно, ничего общего с родителями русскоязычных израильтян. Тех оценка ниже 90 у любимого дитяти приводит в состояние повышенной нервозности и страха. Как, скажите, пожалуйста, ребенок сможет прожить с оценкой 65 по ТАНАХУ, или куда приведет его жизненная дорожка с оценкой 72 по математике?
Еще одна отличительная деталь при сравнении двух израильских семей. Одни выпускники вплоть до окончания школы даже не предполагают, что будут делать дальше, а потому и не планируют свой дальнейший жизненный путь. Как правило, выбор будущей специальности переносится на время после службы в армии. Многие даже закончив армейскую службу, не спешат начать учебу, а предпочитают еще попутешествовать годик-другой. Куда торопиться – жизнь так длинна, зато как скучна учеба.
Зато другим с младых ногтей вбивают в головы мысль, что выбор профессии – задача сверхважная, откладывать в долгий ящик решение не годится и выбрать раз и навсегда следует как можно раньше. А уж остаться без высшего образования – катастрофа для всей семьи.
В заключение маленькая лингвистическая деталь. В русской традиции слову "отличник" или "медалист" отводилось особое место в школьной иерархии. То были лидеры, на которых равнялись; ведущие, маяки, гордость школы, которым завидовали. В израильской же школе таких "лидеров" именуют "ботаниками" или "хнунами", а отношение к ним не то снисходительное, не то жалостливое. Обычно это не то недотепы, которых в классе не жалуют; не то недоноски, которые ни в чем не разбираются; не то просто недоумки, которые живут своей замкнутой жизнью.