Если, как говаривал Чехов, нет такого предмета, который не подошел бы еврею для фамилии, то нет и такого носителя еврейской фамилии, который бы не подошел в эксперты по Израилю.
В принципе на свете вообще нет человека, который не подошел бы в эксперты по Израилю, но с носителями еврейской фамилии (сокращенно НЕФ) - это особо пикантно. И как бы более убедительно. Ведь НЕФ - он причастен, а, значит, право имеет.
Тех, кто досконально разбирается в палестино-израильском конфликте, еще больше, чем знатоков футбола. Но если в футболе еще требуется хотя бы отдаленно понимать, чем отличается офсайд от инсайда, то в случае с Израилем никаких ограничений нет. А для носителей еврейских фамилий - и подавно.
Я не знаю, откуда взялась убежденность, будто носители еврейских фамилий обязаны поголовно разбираться в израильских делах. Даже в том случае, если они в Израиле никогда не были и судят о происходящем по ариям CNN, который в Газе сам тоже не был, но ему Мухаммед напел.
Наличие у НЕФ родственника или близкого друга в Израиле ситуацию кардинально не меняет. Тот факт, что арию напел не Мухаммед, а Рабинович, умнее не делает. И истин в последней инстанции не прибавляет.
К тому же, согласитесь, нет никакой гарантии, что сам Рабинович не черпает свои познания из программ Соловьева, Скабеевой или Катрикадзе с "Дождя".
На все, конечно, воля Божья. И если Всевышний по замыслу своему решает поместить женщину в тело мужчины, то почему не может сделать нечто подобное с евреем, погрузив его в тело антисемита? А сколько таких небинарных евреев, а равно и еврофлюидов (чья национальная идентичность может меняться в угоду обстоятельствам, сочетая одновременно еврейство и антиеврейство), не мне вам рассказывать.
Надежда, что бить будут по чему-то другому, кроме морды, живуча, как кошка с девятью жизнями. И если ради этого требуется возлюбить палестинца, как Данте - Беатриче, и сварить Израиль отпущения в молоке матери его, то пусть будет так. В письменной, устной или любой другой форме, которая позволит возвыситься над ужасным сионизмом и записаться в ряды прогрессивного человечества. Как бы оно там ни называлось: Jewish Voice for Peace, "Общество свободных интеллектуалов - Новая Россия" или "Шалом ахшав".
Наукой плохо изучен переход носителей еврейских фамилий из еврейского состояния в антисемитское, хотя таковой скорее всего включает знакомую стадию сублимации, когда твердая позиция превращается в газообразную. Вероятно, для восполнения этого пробела всевозможные редакции и приглашают НЕФ порассуждать на газообразные темы.
В связи с тем, что эксперимент ставится на глазах широкой публики, в том числе и израильской, он чаще всего вызывает бурную реакцию, сопровождаемую выделением вторичных продуктов языковой деятельности.
Встречные дерьмопотоки, как правило, еще боле интересны, чем сам предмет экспертизы (Израиль, палестинцы, сионизм, антисемитизм). Особенно если первопоток рожден персоной узнаваемой, колоритной и с какой-либо придурью (от небинарности до организации электронного голосования на потребу Путину).
В этом случае персоне прилетит за все: и за 7 октября, и за ночные сирены, и за самолеты, которые не летают из-за ракет, и за то, что он живет, тварюга, и никак не сдохнет. Причем последний фактор будет доминирующим.
Если у носителя еврейской фамилии обнаружится недостаток мозгов еще больший, чем просто появление в студии в качестве эксперта, то он вступит в переписку со своими обидчиками и будет долго и безнадежно объяснять, что его неправильно поняли, что слова вырваны из контекста. И что вашу (нашу) нацию за все это как раз и ненавидят, что быдла полно, а антисемитов можно в чем-то понять.
Чтобы объясниться, НЕФ будет приглашен на интервью в другие студии - и Каин вновь побежит убивать Авеля, как то заповедано Всевышним.
Смотреть часами весь это бред - особый вид мазохизма. Впрочем, тех, кто смотрит, не так уж много. Большинство удовлетворяется возмущенными воплями тех, кто видел. Или прочитал у тех, кто видел. Или кому Рабинович напел. (Что не мешает включиться в полемику и тоже внести свой вклад в защиту, как им кажется, Израиля.)
Если все суммировать и подытожить, то экспертов из числа НЕФ можно условно поделить на три категории.
1. Те, кто никогда не жили в Израиле (или жили, но с радостью свалили), но уверены, что все подчинено общим законам, а большое видится на расстоянии.
Представители этой категории особо остро переживают за аппетит жителей Газы, за судьбу их детей, внутригазовские миграции, состояние школ и больниц. При этом они пребывают в первозданной уверенности, что клеймить Израиль (сионизм, геноцид) - это не антисемитизм, а легитимный свободословный процесс. Процесс клеймления, как правило, и выдается за экспертную оценку. С добавлением вечных истин: мир - хорошо, война - плохо, араб и еврей - братья навек, два государства - лучше, чем одно.
Еще представителям 1-й категории ужасно стыдно за некорректные заявления неправильных израильтян (Бен-Гвир, Смотрич, Фогель), за беспредел ЦАХАЛа в Газе, описанный в "Хаарец", за мучения палестинских патриотов в сионистских застенках и пр. Для того, чтобы все это предать гласности от имени "правильных евреев", их и приглашают в эфир.
На вопрос, может ли, скажем, Валентине Матвиенко выступать экспертом по Украине в связи с наличием подходящей фамилии, ответ более или менее понятен. А вот в случае с Машей Гессен - почему-то нет.
2. Те, кто никогда не жили в Израиле (или когда-то жили, но сейчас не живут), но точно знают, что именно следует делать Израилю для полной победы над супостатом.
Знания свои они черпают в основном из идейно близких пабликов или местных радиоканалов, где требуют немедленно закатать Газу под асфальт, свести к минимуму исламскую популяцию (путем кастрации или бипперизации) и установить Великий Израиль в границах 67 года до н. э.
Представители этой группы знают, что главная беда для Израиля - это Каплан (вариант - Биби, в случае недостаточной решимости по истреблению врага), что главы всех силовых структур - импотенты (предатели тоже, но это для гурманов), что всех, кто не с нами, надо гнать в шею, а за каждый разрушенный в Тель-Авиве дом превращать в руины Дамаск, Бейрут, Тегеран, а если потребуется - и Кремль.
НЕФ 1-й категории нередко используют НЕФ 2-й категории в качестве подтверждения тезиса: "Я бы сам и стал тут антисемитом".
3. Те, которые в целом за Израиль, но все не так однозначно.
Это самая распространенная группа, в том числе и среди НЕФ- экспертов. Они как бы за Израиль - но как бы и за палестинцев душа болит.
Потому что все не в вакууме. И можно было бы поаккуратнее. И в Торе где-то про такое написано. И международные конвенции обязывают. И мы не можем уподобляться этим (Путину, Синуару, Гитлеру, Пол Поту) и повторять ужасы тех (Освенцим, Сребреница, Волынь, Дарфур). И вообще палестинцы бывают кусачи только от жизни собачей. А против фактов не попрешь. Вот дали бы им государство, то все сразу бы стало хорошо...
Те, которые "в целом за", хотят пробежать между струйками. Они либо наивны, либо тупы, либо на зарплате. Они слепы на один глаз, слышат на одно ухо и все время немного беременны. Они гораздо больше чувствительны к тому, что говорят вокруг, чем к тому, что происходит на самом деле. В том числе с народом, фамилию которого они по какому-то недоразумению получили.
Единственный их зрячий глаз направлен на Рафиах. Отчасти на Рамаллу, но это если рядом бузят поселенцы. Да, Израиль тоже жалко, но глаз, который должен это видеть, закрыт. И ухо, которое должно слышать, в отказе. А сердце только одно. Ему же не прикажешь учащать биение, когда еврейская мама, услышав сирену на прогулке с детьми, ложится на детей, чтобы прикрыть их своим телом. Или когда еврейские дома складываются от баллистики, а единственным шансом на спасение становятся бетон и молитва.
...Мой отец, который прошел войну, никогда не говорил о ней. И не писал, хотя был по профессии журналистом. Он считал, что тут говорить особо нечего: либо выжить, либо сдохнуть. А все остальное от лукавого.
Мой сын, у которого за эту войну по две ходки в Ливан и Газу, тоже не говорит о войне. И только улыбается, когда слышит очередного эксперта в телеке.
Да, в Израиле есть очень много тех, кто говорит о войне. Немало и тех, кто несет то, что одни считают пургой, а другие чистой правдой. Потому что это Израиль. А в Израиле война - не разговор по телеку, а часть жизни. И даже особый национальный код, сплетенный из сирен, обстрелов, экстренных призывов, тревожных чемоданчиков, боли потерь, трепа политиков, ожидания мира, разочарований, ругани, единения - всего того, что называется жизнью в Израиле.
Может ли кто-то понять эту жизнь, не проживая ее каждую минуту? Может ли кто-то сказать, как надо, тем, кто живет этой жизнью каждую минуту и все равно ответа не знает?
И должен ли кто-то говорить об этом только потому, что у него еврейская фамилия?
И главное: зачем нам все это слушать и прислушиваться, словно от этого что-то может измениться в той жизни, которой мы живем каждый день.
Как вы уже поняли, этот текст (или, по крайней мере, большая его часть) написан по следам статьи Маши Гессен в New York Times, положения которой она затем развила и дополнила вот в этом интервью.