Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Мнения

А
А

Отпусти народ мой ("Шмот")

Все комментаторы сходятся на том, что деньги, взятые у египтян, были получены по праву. Одни говорят, что это являлось компенсацией за рабский труд, другие, что компенсацией за недвижимость.

08.01.2015
Zahav.ru mnenia.zahav.ru

Читайте также

Два извещения

В недельной главе "Шмот" Всевышний в следующих словах сообщает Моше о Своем намерении избавить сынов Израиля из египетского рабства: "Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Ицхака и Яакова, говоря: вспомнил Я о вас и (увидел) то, что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас из-под ига Египетского в землю Кнаанеев, Хэйтийцев, Эмореев, Перизеев, Хиввийцев и Иевусеев, в землю, текущую молоком и медом. И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Иврим, явился нам, а теперь мы бы пошли на три дня пути в пустыню и принесли бы жертвы Господу, Богу нашему". (3:14-16)

Итак, Всевышний открывает Моше, и через него всем сынам Израиля, что Он намерен вывести их "из-под ига Египетского в землю Кнаанеев", но при этом повелевает сообщить Паро нечто совершено другое: "скажете ему: Господь, Бог Иврим, явился нам, а теперь мы бы пошли на три дня пути в пустыню и принесли бы жертвы" (3:16-18).

Моше в точности исполнил поручение. Он сообщил сынам Израиля все подробности полученного откровения: "И пересказал Моше Аарону все слова Господа, который его послал, и все знамения, которые Он заповедал ему. И пошел Моше с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израиля; И пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моше, и сделал (Моше) знамения пред глазами народа. И поверил народ" (4:27-31)

Между тем до сведения Паро Моше довел не "все слова" Всевышнего, а только те, которые Он ему повелел: "Пришли Моше и Аарон к Паро и сказали: так сказал Господь, Бог Израилев: "отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне". И сказал Паро: кто Господь, чтоб я послушал голоса Его и отпустил Израиля? Я не знаю Господа и Израиля не отпущу. И они сказали: Бог Иврим явился нам; уйдем же на три дня пути в пустыню и принесем жертву Господу, Богу нашему, а то поразит Он нас мором или мечом. И сказал им царь Египетский: зачем, Моше и Аарон, отвлекаете вы народ от дел его? Ступайте к трудам своим!... они ленивы, потому и кричат, говоря: "пойдем, принесем жертвы Богу нашему" (5:1-18).

Итак, сыны Израиля готовились к тому, чтобы навсегда покинуть страну рабства, между тем переговоры с Паро велись только относительно недельной отлучки в пустыню.

Величайший из хитрецов?

Как следует понимать это расхождение? Почему Всевышний скрыл от Паро свои истинные намерения? Почему вместо этого Он добивался разрешения на проведение богослужения, о котором не вспомнил после того, как народ был освобожден?

В самом деле, в Торе ничего не сообщается о проведении какого-либо праздненства сразу после исхода, что не может не вызывать недоумения.

Как ни странно, в классическом сборнике комментариев к Торе – "Микраот гдолот" этот вопрос никем не затрагивается, и он звучит лишь в контексте "обирания египтян", о котором говорится в этом же фрагменте Торы: "А Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если не (принудить его) рукою крепкою. И простру Я руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю в среде его; и после того он отпустит вас. И дам народу сему милость в глазах Египтян; и будет, когда пойдете, не пойдете порожними. А выпросит (каждая) женщина у соседки своей и у жилицы дома ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы возложите их на сыновей ваших и на дочерей ваших, и оберете Египтян" (Шмот 3:18-22).

Все комментаторы сходятся на том, что деньги, взятые у египтян, были получены по праву. Одни говорят, что это являлось компенсацией за рабский труд, другие, что таким образом – не раскрывая своих планов - евреи должны были продать свою недвижимость и получить на руки деньги, столь необходимые в любой дороге.

Но если план освобождения тщательно скрывался от египтян, а о богослужении, проведения которого формально добивались евреи, впоследствии никто даже ни вспомнил, то стало быть, Всевышний просто обманывал Паро.

Двусмысленные высказывания не считаются обманом, и по меньшей мере, в ряде случаев к ним позволительно прибегать (так, например, Авраам назвал свою жену Сару "сестрой", потому что степень их родства это позволяла). Однако фраза: "Отпусти народ Мой" могла бы считаться двусмысленной только в том случае, если в "трех днях пути" действительно были бы принесены какие-то жертвы. Тора между тем ничего подобного не сообщает, и это при том, что отдать соответствующее распоряжение для Всевышнего не составляло ни малейшего труда. Таким образом, все выглядит так, как будто бы Он нарочно пожелал выглядеть обманщиком.

Что все это значит? Разве вообще возможно, чтобы Бог кого-то вводил в заблуждение? Неужели Бог Израиля, как и его кораническая версия, "величайший из хитрецов"? (Коран 3:47/54).

В ТАНАХе имеются немало высказываний, из которых мы видим, что Всевышний если не "хитрит", то во всяком случае "посмеивается" над злодеями, то есть "просчитывая" наперед вражеские ходы, приводит их к посрамлению.

"Замышляет нечестивый злое против праведника и скрежещет на него зубами своими. Господь смеется над ним, ибо видит, что придет день его" (37:13), или, "восстают цари земли и властелины, совещаются вместе – против Господа и против помазанника Его: "Разорвем узы их и сбросим с себя путы их". Сидящий на небесах усмехается, Господь посмеется над ними" (Тегил 2.4).

Однако такого рода "посмеивание" не имеет ничего общего с прямым обманом, оно состоит в искусстве переадресации уловок противника на его собственную голову, благодаря чему "совращающий прямодушных на путь зла - сам упадет в свою яму" (Мишлей 28:10).

И все же нигде в ТАНАХе (в отличие от Корана) Бог Израиля не нарекается "хитрым", и главное – нигде в ТАНАХе не приводится истории, в которой бы Всевышний обманывал людей. Сами люди обманываются на каждом шагу, даже пророки и священники: "раны народа Моего врачуют с легкостью, говоря: "мир! мир!" – а нет мира" (Иерем 6:14). Но сам Бог всегда говорит правду, как бы неприглядна она не была.

Неужели же в самый отвественный момент священной истории, в момент избавления сынов Израиля из египтского рабства Всевышний изменил Себе? Неужели же в самое великое деяние Бога вкралась ложь?

Существует толкование, согласно которому, призывая отпустить народ ради жертвоприношения, Всевышний просто выявлял истинное лицо Паро, просто вскрывал его жестокость.

В самом деле, что было бы удивительного в том, если бы Паро не разрешил евреям уйти на свободу? На его месте так посупил бы всякий правитель, заботящийся о стабильности государства и его экономике. Но "сказал Паро: вот, вы отвлекаете их от трудов их… они ленивы, потому и кричат, говоря: "пойдем, принесем жертвы Богу нашему".(5:5-8)

Иными словами, Паро отказывал своим рабам в элементарных правах, то есть проявлял бесчеловечность, за которую Всевышний уже мог с него взыскать. Призывая египетского властителя предоставить сынам Израиля недельный отпуск, Всевышний просто выводил Паро на чистую воду.

В следующей статье я более подробно остановлюсь на этом толковании.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке