Читайте также
Бывают времена, когда напряженность и конфликты просто носятся в воздухе. В такое время мы сейчас живем. Вдобавок к революциям в окружающем арабском мире и противостоянию с Ираном, к собственным внутренним противоречиям и обострению отношений между светским и религиозным населением, Израиль умудрился поссориться с европейскими странами и Россией.
На заседании Собеза ООН по Ближнему Востоку российский представитель Виталий Чуркин раскритиковал строительство поселений, назвав их препятствием для переговоров и создания двух государств. К этим нападкам присоединились представители Индии, Бразилии, ЮАР и стран Европы. Озабоченность выступающих вызвал также тот факт, что Израиль до сих пор не представил миротворческому "квартету" свои предложения по границам и мерам безопасности в будущем договоре с палестинской администрацией.
Особый гнев вызвали вылазки правых экстремистов против палестинцев. Участники заседания обвинили израильские государственные органы в том, что они ничего не делают для предотвращения этих атак и, по сути, потакают агрессии поселенцев.
После сессии дипломаты ЕС выпустили заявление, подписанное представителями Великобритании, Германии, Франции и Португалии. В нем Совет Безопасности критикуется за неспособность остановить насилие со стороны израильских поселенцев, а также содержится призыв к скорейшим палестино-израильским переговорам.
14 стран-членов Совбеза также обрушились на США, которые блокируют любую резолюцию, осуждающую строительство в поселениях. На этот раз СБ из-за американского вето не смог принять резолюцию против продажи земельных участков для возведения 6000 единиц жилья за "зеленой чертой" и в окрестностях Иерусалима.
Даже в США заговорили о том, что Израиль отказывается от "общечеловеческих ценностей", скатываясь в сторону национализма, религиозного фанатизма и репрессий против критиков правительственной линии. Главу госдепартамента Хиллари Клинтон тревожит закон о финансировании левых организаций и попытки дискриминации женщин-военнослужащих. Федерацию еврейских организаций США оскорбила реклама министерства абсорбции, призывающая израильтян, живущих за границей, вернуться на родину.
Особняком стоит проблема дальнейшего ухудшения отношений Израиля с Турцией. Недавно был расторгнут контракт на поставку турецкой армии продукции оборонной компании "Эльбит" на сумму более 140 миллионов долларов. Сделка была отменена из опасений, что израильские вооружения могут попасть в руки Ирана. Между Ираном и Турцией действительно намечается сближение, но Анкара не менее других опасается военной кампании против Исламской республики, поскольку в этом случае ей, возможно, придется выполнять свой союзнический долг перед НАТО и предоставлять свои военные базы для атаки на Иран. Расторжение контракта подрывает оставшиеся связи между Анкарой и Иерусалимом, которые поддерживались оборонными ведомствами.
Таким образом, Израиль на глазах теряет союзников и обретает новых оппонентов. Почему это происходит? И можно ли предотвратить этот процесс?
Нападки со стороны России вполне объяснимы. Москва по-прежнему мечтает перехватить у США ведущую роль в ближневосточном урегулировании. В нынешней ситуации, после вступления ХАМАСа в Организацию освобождения Палестины, ее шансы значительно возросли, поскольку Кремль всегда сохранял дружеские отношения со всеми членами ООП, старыми и новыми. Единственная загвоздка – строительство за "зеленой чертой", которое палестинцы требуют прекратить как предварительное условие для начала диалога. Неудивительно, что Москва интенсивно давит на Израиль, пытаясь устранить это препятствие.
У стран Европы свои причины для общего недовольства моментом. Евросоюз сотрясают экономические бури, кто-то грозит новым кризисом, кто-то предсказывают близкую кончину евро. Раздраженная Европа невольно срывает досаду на Израиле, подобно тому как родители срываются на детей, когда не могут справиться с собственными неприятностями.
Страны Запада еще сохраняют иллюзии, что волна арабских революций несет региону демократию и прогресс. Весь Ближний Восток, на их взгляд, охвачен позитивными переменами, и только Израиль закоснел в своих старых предрассудках. Приходится его подталкивать, чтобы он оставался в общем строю народов, идущих к светлому будущему. Именно так видят ситуацию многие европейские политики.
Израиль действительно сегодня идет не в ногу с общемировой политикой. "Арабская весна" и последовавшее за ней усиление исламистов во всем регионе вызывает у него обеспокоенность, которую почти никто в мире не разделяет. Иерусалим давно и, по-видимому, напрасно ждет от США и НАТО радикальных решений по иранскому ядерному проекту, но скорее всего, это решение придется принимать самостоятельно.
Еврейское государство снова, как в недавнем прошлом, ощущает себя если не изгоем, то, по меньшей мере, иноходцем в международном сообществе. К тому же время конфликтов не обошло и наше общество – обострились отношения между религиозным и светским населением, активизировались правые экстремисты. Это дает нашим критикам реальный повод для обвинений.
Проблему с ортодоксами придется решать так или иначе, независимо от напоминаний извне. Что касается поселений и поселенцев, то здесь мы снова страдаем от своего неумения вести информационную войну.
В окружающем мире в последние годы сложилось устойчивое мнение, что поселенцы – главная проблема для пути к миру. Его можно услышать даже от людей, искренне сочувствующих Израилю - и так же искренне не понимающих, почему государство до сих пор не поставит на место этих "агрессивных фанатиков". Такое представление сложилось из-за активной деятельности левых правозащитных организаций и публикациям израильских англоязычных СМИ, по большей части тоже левых. Неудивительно, что образ поселенца в представлении рядового американца или европейца мало отличим от образа хамасовского террориста.
Вина правительства состоит в том, что никакой официальной разъяснительной кампании по этому поводу не проводилось и не проводится. И если "у себя дома" мы иногда вспоминаем о роли поселенцев в жизни государства, то никто не берет на себя труд рассказать о ней на международном уровне, равно как и объяснить, что большинство поселенцев – лояльные и мирные граждане, к тому же особенно тяжело страдающие от палестинского террора. Создается впечатление, что отношения с жителями поселений – наше "внутрисемейное" дело, некий общенациональный "скелет в шкафу", который не принято обсуждать с посторонними.
Но раз Израиль назвался груздем и полез в "кузов" мирового сообщества, другие страны для него не совсем посторонние. Они не должны вмешиваться в наши дела и не обязаны вникать в особенности нашей жизни, но объяснять им некие ключевые моменты необходимо. Иначе информацию они будут черпать из статей левых журналистов и заявлений палестинских лидеров.
Между тем, ответ МИДа Израиля на европейские требования никак не назовешь удачным. "Европейские страны, осудившие Израиль, утратили доверие и стали нерелевантными", говорится в нем, хотя мы нуждаемся в доверии Европы гораздо больше, чем она - в нашем. Израильские дипломаты призвали своих коллег "не переворачивать с ног на голову порядок приоритетов мирового сообщества". По-видимому, речь идет о том, что приоритетом мирового (а точнее, европейского) сообщества всегда должна оставаться поддержка еврейского государства как компенсация за преступления Холокоста. Но, увы, бесконечно эксплуатировать чувство вины невозможно. Для современной Европы Израиль – это сильное, жизнеспособное государство, а на роль слабых, нуждающихся в поддержке народов давно претендуют другие, в первую очередь – палестинцы. Израилю стоило бы говорить с европейскими странами на равных, а не с позиции обиженного подростка. Только так возможно сохранить остатки взаимоуважения и сотрудничества, даже когда приходится идти "не в ногу".