Читайте также
В тендере на постройку первого частного порта в Израиле, в городе Ашдод, победила китайская государственная строительная компания China Harbor.
Проект стоимостью свыше миллиарда долларов имеет не только экономическое, но и геополитическое значение и в будущем может составить конкуренцию Суэцкому каналу.
Первый камень
"Сегодня, закладывая первый камень в строительство нового порта, мы творим историю, - заявил на торжественной церемонии во вторник премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху. – Мы намерены укреплять наши экономические отношения с Китаем, и верим, что данный шаг является лучшим тому доказательством".
Новый порт будет построен в южном городе Ашдод, рядом с уже действующим государственным портом. В руководстве страны посчитали, что это должно существенно повысить конкуренцию в области грузоперевозок и привести к снижению цен на многие товары, поступающие в страну морским путем.
Ожидается, что на первом этапе будут возведены причалы для грузовых судов, построены дополнительные волнорезы протяженностью 1500 метров и большие площадки для складирования грузов. Длина железнодорожных путей на территории порта составит около двух километров.
Еще один показатель, который кардинальным образом будет отличать будущее сооружение от существующих, – это глубина воды. В новом порту она составит более 17 метров. Это позволит заходить в порт самым крупным судам, для которых в настоящий момент Израиль недоступен по техническим причинам.
Пропускная способность нового порта составит более одного миллиона контейнеров год. По этому показателю он должен обойти ныне действующий порт Ашдода – один из трех морских ворот еврейского государства.
Вся система будет оборудована по последнему слову техники и призвана, в первую очередь, избежать лишней траты времени при погрузке и разгрузке отдельных контейнеров.
"Проведенный нами экономический анализ показал, что в недалеком будущем в мире ожидается значительный рост спроса на перевозки грузовых контейнеров, - говорит один из инициаторов масштабной стройки, министр транспорта Исраэль Кац. – Ныне существующие порты в Израиле не смогут справиться с нагрузкой в будущем, поэтому есть срочная необходимость в строительстве новых портов".
Война с профсоюзами
В Израиле строящийся порт уже назвали "детищем Каца". Находясь в должности министра транспорта с 2009 года, один из лидеров партии "Ликуд" постоянно инициирует крупные строительные проекты, стоимостью в миллиарды долларов: скоростной поезд между Тель-Авивом и Иерусалимом, строительство международного аэропорта под Эйлатом, многочисленные дорожные развязки и так далее.
Все эти проекты дают рабочие места тысячам израильтян и, по замыслу правительства, развивают периферийные районы Израиля.
Однако если в строительстве сухопутной инфраструктуры у Каца был все время более или менее "попутный ветер", то с портами дела обстоят сложнее. На протяжении последних лет Кацу приходилось вести тяжелую борьбу с руководством израильских профсоюзов и рабочих комитетов в Управлении государственных портов. Нередко доходило даже до открытых угроз, после которых Служба общей безопасности Израиля порекомендовала усилить личную охрану министра.
"Сразу хочу отметить, что реформа портовой отрасли не планировалась как наказание профсоюзов или как метод решения проблем с ними, - говорит министр Кац. – Однако учитывая ситуацию, мы обязаны убедиться в том, что новые порты не окажутся в руках тех же профсоюзов".
Пока министры торжественно закладывали первый камень в Ашдоде, работники северного порта Хайфы провели акцию протеста. Главное их требование – чтоб правительство отказалось от идеи строительства второго частного порта в Хайфе.
На стороне протестующих выступает руководство профсоюзов, которое категорически против интеграции иностранных компаний в израильской портовой отрасли.
Однако, как отмечают в правительстве, истинная причина протеста рабочих комитетов в портах Ашдода и Хайфы – это страх потерять мощное политическое влияние и хорошие условия труда. На сегодняшний день средняя зарплата портовых работников составляет 20 тысяч шекелей в месяц (5,4 тысячи долларов) – это в два с половиной раза больше среднего по стране.
Реакцию работников старых портов на новое строительство в израильских СМИ озвучил Авиноам Шушан, глава рабочего комитета ашдодского порта.
"Суд по трудовым конфликтам запретил нам проводить забастовочные акции, и мы не намерены нарушать это постановление, - говорит Шушан. – В то же время мы ожидаем от государства, что оно существенным образом увеличит ассигнования на модернизацию действующих портов, чтобы мы могли в будущем достойно выдерживать конкуренцию".
Большая геополитика
Еще один фактор, который, безусловно, берется в расчет при таком крупном строительстве, – геополитический. Представители китайской компании не скрывают, что следующая цель, которой они намерены добиваться параллельно с возведением порта в Ашдоде – это строительство скоростной железнодорожной ветки Ашдод-Эйлат.
Желание заполучить эксклюзивное право на такой проект китайская сторона озвучила еще в прошлом году, во время визита в Пекин премьера Нетаньяху. В Поднебесной уверены, что сухопутная линия, пролегающая по территории Израиля и соединяющая таким образом Европу и Юго-Восточную Азию, может стать серьезной альтернативой Суэцкому каналу.
При этом высокопоставленные источники в израильских властях подчеркивают, что этот вопрос является более чем щепетильным. Там добавляют, что сегодня следует особенно учитывать сложившуюся обстановку в регионе: с одной стороны, есть координация между Израилем и Египтом во всем, что касается ситуации в секторе Газа; с другой стороны, каждая из сторон исходит из своих экономических интересов.
В случае запуска в будущем железнодорожного проекта Ашдод-Эйлат и перевода через него китайских грузов, египетская казна может ежегодно недосчитываться десятков миллионов долларов.
Впрочем, на этот счет в Израиле есть готовый ответ Каиру: частный порт в Ашдоде появится не ранее 2021 года. Еще несколько лет уйдет на строительство железной дороги. Всего же получается около десяти лет вне рамок экономической конкуренции – срок более чем большой для такого непредсказуемого региона, каковым является Ближний Восток.