Читайте также
Доктор Мордехай Кейдар - директор Центра изучения Ближнего Востока и ислама, аналитик Центра стратегических исследований Бегина-Садата и преподаватель Бар-Иланского университета.
Его нередко приглашают в качестве израильского комментатора на арабском телевидении. В свое время он прославился выступлением на катарском телеканале "Аль-Джазира", где его попросили прокомментировать провал очередного этапа палестино-израильских переговоров.
В ходе дискуссии доктор Кейдар в пух и прах разбил телеведущего, который пытался загнать его в угол неудобными вопросами. Но сам попал впросак, не зная таких вещей, например, что Иерусалим ни разу не упоминается в Коране.
В эти дни доктор Кейдар выражает серьезные опасения по поводу операции в Газе и активно выступает против введения израильской армии в сектор. Он дал интервью сайту 9 канала.
Роман Янушевский: Как знаток арабского и специалист по Ближнему Востоку скажите, что стало причиной нынешнего обострения конфликта, приведшего к антитеррористической операции "Несокрушимая скала"?
Мордехай Кейдар: Движение ХАМАС получило мощный удар в Иудее и Самарии накануне того, как ему почти удалось захватить эти территории. Скоро в ПА пройдут президентские и парламентские выборы. ХАМАС находился в предвкушении победы, создав здесь свою разветвленную инфраструктуру, но Израиль выбил у него почву из-под ног. Похищение израильских подростков дало Израилю легитимацию зачистить эту территорию, арестовав большинство лидеров и боевиков ХАМАСа в Иудее и Самарии. Вот истинная причина конфликта. Эта организация надеется с его помощью вернуть себе прежнее влияние и гордость, вновь укрепить свои позиции. Но, несмотря на существующий соблазн, нам все же не стоит сейчас вводить войска в Газу.
Роман Янушевский: Почему?
Мордехай Кейдар: Газа - это не Иудея и Самария, и палестинцы Газы отличаются от палестинцев Иудеи и Самарии. То, что работает в одном месте, не обязательно сработает в другом. Хамас предвкушает момент, когда израильские солдаты войдут в Газу и застрянут там. Они готовились к этому долго, устроив нашим солдатам ловушку. Для того, чтобы навести там порядок, Израилю потребуется ввести крупные подразделения в Рафиах, Хан-Юнис, Газу и лагеря палестинских беженцев, где высокая плотность населения.
В районах плотной жилой застройки танки потеряют преимущество. Они не смогут вести прицельный огонь, зато сами станут легкой целью. У боевиков есть противотанковое оружие. То же самое касается бронированных армейских джипов. Солдаты попадут там, как куры в ощип. Мой вывод такой - глубокое вторжение в Газу обойдется Израилю слишком дорого, а получим мы от него не так много. А когда израильские войска надо будет выводить, ХАМАС представит это как свою победу. Руководство ХАМАС прекрасно это понимает, и потому сделает все возможное, чтобы заманить израильтян вглубь сектора.
Роман Янушевский: Если сухопутная операция в Газе - не вариант, что следует предпринять?
Мордехай Кейдар: Израилю тяжело определиться, что он хочет делать дальше с Газой. Частичная оккупация сектора не поможет разоружить ХАМАС. Полная оккупация не решит проблему в долгосрочной перспективе, а мы заплатим высокую цену жизнями солдат. Поэтому Израилю в данной ситуации следует использовать имеющиеся у него преимущества. Ни в коем случае не следует вводить войска, но нужно продолжать наносить авиаудары. Следует увеличить темп ликвидации полевых командиров и боевиков, а параллельно четко дать понять лидерам ХАМАС, что в случае продолжения ракетных обстрелов они также станут легитимными целями для уничтожения.
Роман Янушевский: Но ведь и сейчас авиация уничтожает ракетчиков?
Мордехай Кейдар: Это лишь одна мера. Одновременно Израилю следует на всех международных форумах официально объявить о полном прекращении поставок электричества, воды, топлива и пищевых продуктов в Газу. И это будет действовать до тех пор, пока продолжаются обстрелы Израиля. А затем привести эту угрозу в действие. Никогда в истории не было такого, чтобы государство продолжало поставлять товары в другой регион, откуда его обстреливают ракетами. Местные жители получают израильские продукты из рук активистов ХАМАСа. Так кому они после этого благодарны - Израилю или ХАМАСу? Предварительное объявление поможет затем противостоять любым юридическим нападкам, политическим затруднениям и общественным протестам, которые станут следствием такого решения.
Роман Янушевский: И все же каков выход из этого тупика, когда мы можем уничтожить ХАМАС и одновременно не можем сделать этого?
Мордехай Кейдар: Интерес Израиля заключается в том, чтобы сохранить власть ХАМАСа в Газе. Альтернативой ему станет хаос. Нам сейчас вовсе не нужно, чтобы на шею сели еще полтора миллиона палестинцев, среди которых сторонников Израиля практически нет. Наоборот, интерес Израиля в том, чтобы режим ХАМАСа сохранялся в Газе как можно дольше. Ведь это разделяет палестинцев на две соперничающие группировки, что предотвращает превращение всей автономии, включая Иудею и Самарию, в один Хамастан.
Роман Янушевский: Вы разработали свой вариант решения ближневосточного конфликта, который отличается от прежних инициатив. Можете о нем рассказать?
Мордехай Кейдар: Создание искусственного государственного образования для палестинцев сопряжено с выселением большого числа еврейских семей из тех районов, где сейчас арабы не живут. Это приведет к появлению таких границ, которые Израиль не сможет защищать. К этому стремится умеренный ФАТХ в качестве промежуточного этапа на пути к полной ликвидации еврейского государства.
И уж тем более любое объединение ХАМАСа и ФАТХа угрожает Израилю. "Арабская весна" вывела наш регион из равновесия, и нам нельзя больше полагаться на навязываемые решения, каждое из которых заставляет нас поступиться нашими интересами. Израилю следует провозгласить свою собственную независимую инициативу по разрешению ближневосточного конфликта.
Роман Янушевский: И каково ваше предложение?
Мордехай Кейдар: Единственное, что реально может сработать - это создание восьми палестинских государств по принципу эмиратов. Восемь крупных палестинских городов с пригородами, каждый из которых станет отдельным государством. Остальные территории следует аннексировать Израилю.
Роман Янушевский: Какие города вы имеете в виду?
Мордехай Кейдар: Газа, Хеврон в его арабской части, Иерихон, Рамалла, Туль-Карем, Дженин, Калькилия и Шхем.
Роман Янушевский: Почему палестинцы должны на это согласиться?
Мордехай Кейдар: Дело в том, что арабское общество, палестинское в том числе, делится на крупные семьи, хамулы во главе с шейхами. Каждый палестинец сохраняет верность в первую очередь своей хамуле и своему шейху, и только потом палестинскому народу. Как показывает практика, эмираты, основанные по гомогенному признаку, это единственная форма арабского государства, которое будет работать. Посмотрите на Ближний Восток. Из всех арабских стран устойчивы и преуспевают только эмираты.
Роман Янушевский: Ну если нефть есть, почему бы не преуспевать?
Мордехай Кейдар: Дело вовсе не в нефти, а в устойчивости общества. В Дубае нет нефти, а это образцовое арабское государство. Ее полно в Ираке, Ливии и Судане, но как государства они провалились. Так что не в нефти дело, а в устойчивости общества, что влияет на политическую стабильность. А когда в стране спокойно, то уже можно и нефть качать, и продавать ее без проблем. А в Судане и Ливии все воюют против всех, и они не могут обогатиться с помощью имеющейся у них нефти. Так что все начинается с общества.
Если арабы хотят, чтобы их мир стал богатым, и в нем был порядок, им всем следует перейти к построению государств с гомогенным составом населения, что предотвращает многие конфликты. Вот и СССР в свое время развалился по этническому признаку. Возникли Украина, Белоруссия, Латвия, Эстония и другие государства. Так почему вы думаете, что арабы и курды будут вместе жить в большей гармонии, чем украинцы и эстонцы в одном государстве?
Роман Янушевский: Вы обсуждали свой план с арабскими лидерами? Что они говорят?
Мордехай Кейдар: Обсуждал. Смотрите, в палестинских городах ненавидят палестинскую администрацию и не доверяют ей. Там боятся, что будущее палестинское государство превратится в подобие Сирии, Ирака или Ливии. Там не хотят Абу-Мазена, чтобы тот диктовал им, что делать. Нужно дать им ту власть, с которой они себя будут чувствовать комфортно - власть хамул. Они не верят в идею государства. Так что создание эмиратов - это единственное, что сработает. Ведь их культура - не культура страны, а культура племени.
Роман Янушевский: Есть немало сил, которые с вами не согласятся. Как нам убеждать палестинцев, что им это нужно?
Мордехай Кейдар: Следует делать, а не убеждать. Если мы будем ждать, пока они согласятся, ничего не выйдет. Они никогда ни на что не согласятся, потому что до сих пор мечтают вернуться в Яффо. Обязательно найдется кто-то, кто назовет предателями сторонников идеи эмиратов. Так что нам нужно создать им восемь независимых эмиратов, у каждого из которых будет своя полиция, чтобы убедиться, что государство не станет исламистским.
Роман Янушевский: То есть, это будут демилитаризованные государства?
Мордехай Кейдар: Им не нужна будет армия. 90% палестинцев освободится от опеки Израиля. Тот будет лишь защищать их. Им не потребуется оружие, и не надо будет выбрасывать деньги на армию, так как у них будет хайтек. В Абу-Даби и Дубае нет никакого оружия. Там бизнес. Если они поверят в эту идею и поймут, что смогут процветать мирными путями, то сами разберутся со своими радикалами. Просто решат эту проблему внутри семьи.
Роман Янушевский: Вы пытались представить свою инициативу Нетаниягу?
Мордехай Кейдар: Да, было дело два года назад. И знаете, что мне сказал тогда Яаков Амидрор (тогда - глава Совета по национальной безопасности - Р.Я.)? Его главный вопрос был, как это продать американцам. Вы понимаете эту проблему? Мол, идея хорошая, но американцы, наверное, ее отвергнут. Не надо настолько оглядываться на американцев! Когда все заработает, они согласятся. А лучшей идеи, чем эта, на сегодняшний день никто не выдвинул.