Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+15+9

Мнения

А
А

Царь мира и его князь ("Трума")

Суды Всевышнего касаются сокрытой от всех глаз человеческой сердцевины, а потому они бывают неожиданны и внезапны, они перечеркивают кармы и переиначивают судьбы.

31.01.2014
ShutterStock

Читайте также

Ангельский почерк

В недельной главе "Трума" среди прочих предписаний, связанных со строительством скинии, говорится и о керувах: "И сделай двух керувов из золота; чеканной работы сделаешь их на обоих концах крышки. И сделай одного керува с одного края и одного керува с другого края, из самой крышки сделайте кырувов на обоих краях ее. И будут керувы с распростертыми вверх крыльями покрывать крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу; к крышке да будут лица керувов. И буду Я открываться тебе там и говорить с тобою поверх крышки, из среды двух керувов, которые над ковчегом откровения, обо всем, что буду заповедывать через тебя сынам Израилевым" (25:17-22).

Итак, голос Всевышнего доносился из точки, находящейся между керувами. Керувы таким образом обозначают место предельного сближения Бога и человека. Но вместе с тем существует традиция отождествлять керувов, находящихся на ковчеге откровения, с тем керувом, который хранил путь к древу жизни.

Иными словами, тот же самый ангел, который путает людей и не позволяет им достичь источника жизни, при иных условиях способствует приближению к нему. Тот же самый Ангел, который сбивает с пути недостойных людей (в частности, позволяя им принимать себя за Бога), достойному открывает путь к Богу.

Суды Всевышнего касаются сокрытой от всех глаз человеческой сердцевины, а потому они бывают неожиданны и внезапны, они перечеркивают кармы и переиначивают судьбы: "Луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою. Сытые за хлеб нанимаются, а голодные перестали (голодать); даже бесплодная может родить семерых, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и поднимает. Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает… ибо не силою крепок человек" (1 Шмуэль 2:4-8).

Однако постановления этих Божественных судов могут приводиться в исполнение как непосредственно самим Богом, так и Его Ангелом. "Унижения и возвышения", производимые Самим Богом, сопровождаются явными чудесами, сопровождаются Его Откровением, как это имело место при исходе из Египта. "Унижения и возвышения", производимые Ангелом, как это имело место в событиях Персидского пленения, вплетены в естественный ход событий. Однако это не единственная их особенность. Когда переворачиванием "колеса фортуны" заняты Ангелы, то это обыкновенно сопряжено со смехом, по меньшей мере, с иронией.

В Писании недвусмысленно утверждается, что Бог смеется над нечестивцами: "Замышляет нечестивый злое против праведника и скрежещет на него зубами своими. Господь смеется над ним, ибо видит, что придет день его" (37:13), или, "Восстают цари земли и властелины совещаются вместе – против Господа и против помазанника Его: "Разорвем узы их и сбросим с себя путы их". Сидящий на небесах усмехается, Господь посмеется над ними" (Тегил 2.4).

Итак, Бог смеется над гордецами, и мы вправе сказать, что суд над египетскими богами (12:12) являлся одновременно их осмеянием. Между тем сама Тора такого слова в связи с Исходом из Египта все же не использует, а в десяти казнях ничего особенно смешного не отмечает.

В то же время другое историческое событие, а именно избавление евреев от поголовного истребления во времена персидского царя Ахашвероша (Ксеркса) – носило как раз карнавальный характер!

События Песаха и Пурима параллельны: в обоих случаях на повестке дня стояло существование Израиля, оба начались в одном и том же месяце (нисане), оба растянулись на год (ровно столько продолжались десять казней), причем в обоих случаях задержка была вызвана "святейшей волей". Но если в Пасхальной истории не только природные стихии, но даже и само упрямство Паро контролировалось Богом ("Я ожесточу сердце Паро и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской" (Шмот 7:3), то в истории Пурима все было "пущено на самотек".

Действительно, начавшиеся в нисане события Пурима также растянулись на год, и также из-за царственного самодурства ("И сказал царь Ахашверош:.. того, что написано именем царя и скреплено перстнем царским, нельзя отменить…"), (Эстер 8:7-11), однако, в Шушане все развивалось естественно, Божественный лик был сокрыт до такой степени, что даже имя Всевышнего ни разу не упомянуто в свитке!

Многие сюжетные повороты и сцены той истории (например, припадание Амана к ложу царицы, принятое Ахашверошом за попытку ее изнасилования 7:8), выдают в их режиссере Ангела. Бог Израиля может обойтись без помощи Ангела смерти и собственноручно умертвить всех египетских первенцев, но трудно представить, чтобы Он лично занимался подстраиванием ситуаций, достойных комедии положений.

"Сокрыть Свой лик" означает для Бога дать Ангелу общее распоряжение, кого следует унизить, и кого возвысить, а уже тот сам тщательно разрабатывает и реализует соответствующий план. Но, по-видимому, как от математического решения ожидается простота, так от ангельского решения ожидается… ирония.

Как бы то ни было, "осмеяние" гордецов выглядит совершенно по разному, в том случае, когда оно осуществляется непосредственно самим Богом, и в том случае, когда оно доверятся Ангелу. Когда "луки героев ломаются, а слабые препоясываются силою" не непосредственно самим Богом, а посредством Ангела, то это, как правило, сопряжено с характерными "подставами" и комическими ситуациями.

Мировой дух

Тут в самый раз вспомнить о загадочном "мировом духе", открытом классической немецкой философией, духе, который покровительствует людям даровитым, но насмехается над посредственными. "Разум – пишет Гегель, - столь же хитер, сколь могуществен… Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб".

Мировой дух обводит вокруг пальца тех, кто живет страстями, он “дает людям действовать как им угодно, не стесняет игру их страстей и интересов, а получается из этого осуществление его целей, которые отличны от целей, руководивших теми, которыми он пользуется”. Но в то же время “Разум” покровительствует творческим личностям и некоторым мирским властителям, которых Гегель в равной мере именует “доверенными лицами мирового духа”.

Казалось бы, портрет набросанный Гегелем, несет явные черты Ангела смерти, но Гегель был абсолютно убежден, что обнаруженный им самораскрывающийся в истории мировой дух – не кто иной как сам Бог. Точнее, он полагал, что мировой дух - это улучшенная рафинированная версия "посмеивающегося" библейского божества, являющегося для этого духа лишь одним из этапов. В своей философии Гегель по существу представил Бога Израиля в качестве недоделанного Метатрона, в качестве давно снятой "исторической формы" вечно самораскрывающегося Ангела Смерти!

Не удивительно, что Бог Израиля посмеялся над мудрецом и позволил "мировому духу" всласть покуражиться над профессорской верой. Квазирелигия Шелинга и Гегеля в свое время завоевала множество приверженцев. Современникам казалось, что мировой дух вот-вот откроет свои планы и пойдет с человеком рука об руку, творя новую землю. Но на деле все обернулось несколькими омерзительными утопиями, главнейшими из которых явились русский коммунизм и германский нацизм. Не нам знать, почему за Завесой было решено пролить в ХХ-ом столько крови, сколько, возможно, ее не было пролито за всю историю, но нельзя не заметить, что осмеяние европейского рационализма как-то при этом решении учитывалось.

Коммунисты, поверившие, что они разгадали скрытый механизм исторического процесса и что провидение находится у них в руках, объявили, что "поставили Гегеля с головы на ноги". В результате этого оседлания истории в считанные годы были уничтожены народы и культуры нескольких отдельно взятых стран.

Но осмеяние идей Гегеля, "стоящего на голове", оказалось не менее зловещим. Как известно, Гегель объявил вершиной исторического процесса ту точку, в которой в его сочинениях открылся "мировой дух". Согласно его учению, тысячелетия скитавшийся по разным народам Разум, получает, наконец, постоянную прописку в самом просвещенном и дисциплинированном на свете Прусском государстве, мудрые чиновники которого решают все мировые проблемы! И вот там, где, как воображал классик, на все времена раскрылась свобода, век спустя возникнет самый зверский в истории режим, чуть было не уничтоживший человеческую цивилизацию, а своим собственным крахом навсегда стерший с европейской карты саму Пруссию!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке