Восстание Маккавеев, победу которого мы празднуем в Хануку, глубоко раскололо еврейское общество, и главным пунктом раскола был вопрос о взаимоотношениях между иудаизмом и эллинизмом. Конфликт начался как гражданская война между традиционалистскими евреями в сельской местности вокруг Иерусалима и эллинизированными евреями в Иерусалиме. Говоря попросту, между теми, кто хотел интеграции в современное Западное, простите, греческое общество и культуру и теми, кто хотел сохранить иудаизм.
Богатые городские евреи, особенно среди жреческой аристократии, приняли эллинистическую культуру, язык и обычаи. Некоторые считали греческую культуру совместимой с иудаизмом; другие отказывались от иудаизма. Запреты на еврейскую практику вводились на местном уровне, часто еврейскими чиновниками.
В противоположность этому, традиционалистское сельское население и его священники, такие как Маккавеи, были сосредоточены на законах Торы, храмовых ритуалах и обычаях предков, и рассматривали эллинизацию как предательство еврейского закона и идентичности. Восстание было сначала направлено против евреев, которые были готовы подчиниться греческим обычаям. Маккавеи разрушали греческие алтари в деревнях, насильно обрезали мальчиков и изгоняли эллинизированных евреев с их земли.
Селевкидские указы, уничтожавшие культурное разнообразие, вынудили каждого еврея сделать выбор, ранее бывший необязательным. Конфликт перерос в затяжную войну против Селевкидов.
Большинство евреев не присоединились к Маккавеям. Для городских жителей, уже частично эллинизированных, говоривших по-гречески, носивших греческую одежду, экономически зависимых от правления Селевкидов, восстание означало опасность, голод и репрессии, а не героическое освобождение. Некоторые евреи активно противостояли Маккавеям; другие просто пытались выжить. Семьи были разделены: один брат мог присоединиться к повстанцам, другой — подчиниться властям.
После того, как Маккавеи добились независимости и основали династию Хасмонеев, иудаизм, ориентированный на храм и закон, стал доминирующим. Эллинизированные религиозные альтернативы исчезли. Но возникли новые разногласия по вопросам политической и религиозной власти. Хасмонеи претендовали как на престол Иудеи, так и на пост первосвященника, что противоречило традиции, согласно которой священники происходили из потомков Аарона и колена Леви.
Этот конфликт породил новый глубокий раскол. Возникли три секты.
Фарисеи, образованный средний класс, книжники и мудрецы, верящие в предопределение и загробную жизнь, требовали соблюдения как писаного, так и устного закона Торы, и выступали против экспансии Хасмонеев.
Саддукеи, богатые аристократы, контролировавшие священство и Храм, были более терпимы к эллинистической культуре, признавали только писаную Тору, отрицали предопределение и бессмертие души, и поддерживали политические амбиции Хасмонеев.
Небольшая группа ессеев, своего рода аскетичный замкнутый орден, называвший себя нищими сынами света, в поисках духовной чистоты ушли в пустыню, в Кумран, и полностью изолировались от остальных евреев. Свитки Мертвого моря - это их тексты.
При Александре Яннае, втором иудейском царе из династии Хасмонеев, политический раскол расширился. Фарисеи потребовали от царя выбора между царством и первосвященством; в ответ он встал на сторону саддукеев, приняв их храмовые обряды, что вызвало бунт и короткую гражданскую войну. Александр распял 800 ведущих фарисеев и их семьи, что вынудило многих евреев бежать в пещеры или присоединиться к общинам ессеев.
После смерти Александра его вдова Саломея Александра благосклонно относилась к как раз к фарисеям, что значительно увеличило их политическое влияние, особенно в Синедрионе.
Этот длящийся раскол в конечном итоге и погубил династию. Два сына Александра Янная, поддерживаемый саддукеями Аристобул и поддерживаемый фарисеями Гиркан, начали междуусобную войну, и оба обратились за помощью к Риму. В 63 году до н.э. в Иудею пришел Помпей со своим войском.
Фарисеи попросили его восстановить старое священство, и упразднить царскую власть Хасмонеев. Они даже открыли ворота Иерусалима для римлян. Рим сделал Иудею вассальным царством, положив конец независимости Хасмонеев. К 37 году до н.э. Ирод Великий, при поддержке Рима, сверг последнего правителя Хасмонеев.
Но и падение династии Хасмонеев не успокоило евреев. Сектантские разногласия сохранялись на протяжении всего римского владычества, до тех пор, пока римляне не разрушили Храм в 70 году н.э.
Читайте также
Вместе с разрушением Храма не только прекратились жертвоприношения, но и рухнула священническая власть, исчез политический суверенитет, большая часть евреев оказалась в изгнании. И все старые разногласия вдруг сделались неважными и неактуальными.
На этом все могло и кончиться.
Но раввинистический иудаизм сумел переосмыслить себя в галуте (изгнании). Раввины создали форму иудаизма, независимую от Храма, еврейская идентичность определялась теперь не местом и языком, а изучением Торы и соблюдением ее законов.
Нам повезло, пережив страшный раскол, гражданские войны, потерю Храма и 2000 лет изгнания, мы сохранили себя как народ и вернули себе свою страну. Но двух тысяч лет страданий, горя, потерь, миллионных жертв можно было бы избежать, если бы два тысячелетия назад евреи смогли договориться друг с другом.