Среди террористов, атакующих израильтян в Иудее и Самарии, часто попадаются несовершеннолетние, которых арабские СМИ истерично причисляют к "детям, убитым оккупантами".
На самом деле, этот факт не удивляет; скорее странно другое - почему не все палестинские подростки бросаются с ножами на наших солдат и гражданских. Ведь ненависти и способам борьбы с евреями их учат с раннего детства. И самое интересное: на чьи деньги осуществляется в автономии обучение джихаду.
Этот факт не любят обсуждать ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, но и без того известно, что за палестинское образование платит Запад. Европейский Союз вкладывает в сектор образования Палестинской автономии деньги уже 30 лет. Только в рамках стратегии 2021-2024 гг. ЕС выделяет около 250 млн евро на сегмент, куда входит поддержка школ, зарплаты учителей и образовательные программы.
Американская программа USAID Basic Education Activity (2023-2027) - это 49,5 млн долларов, направленных на начальное образование на Западном берегу и в Газе. В 2024 году в официальном бюджете США на образование ПА было заложено еще 14 млн долларов. Плюс гигантские суммы идут через UNRWA: только в 2021-2022 годах США перевели агентству более 680 млн долларов, и огромная часть этих средств оплачивает работу школ, учителей, учебные программы.
Коротко говоря, каждый год мировое сообщество выделяет миллиарды долларов на развитие палестинских школ, время от времени выражая "озабоченность" по поводу подстрекательского характера обучения. На эту тему проводятся конференции, выпускаются резолюции, мониторятся обещанные "реформы". Да, палестинская администрация каждый раз обещает реформировать систему, и даже отчитывается о результатах: мол, учебники модернизированы, подстрекательство удалено, "наша цель - мирное сосуществование". А в реальности все остается, как было: героизация насилия, культ "мучеников", романтизация джихада и откровенная дегуманизация израильтян.
Для западных спонсоров это не секрет. Недавно опубликованный доклад IMPACT-se по учебникам 2025-2026 годов снова подтвердил очевидное: в их содержании почти ничего не изменилось. Переделываются обложки и иллюстрации, переписываются заголовки, но тексты остаются прежними. Уже в начальной школе детей знакомят с "самопожертвованием мучеников" и "вечной борьбой с врагом". В старших классах прославляют "героев", устроивших теракты против израильтян. Задачи по физике и химии иллюстрируются примерами стрельбы из рогатки и голодовок заключенных. Не обходится и без упоминания 72 девственниц, которые ждут в раю каждого мученика джихада (не забудем, это школьные учебники!). Все делается для того, чтобы юный палестинец, не приведи Аллах, не сбился с предназначенного ему пути террора. Родители будущих шахидов поддерживают их воинственные устремления всей душой, что вполне понятно - они учились по тем же учебникам и за те же деньги.
В Газе ситуация еще более однозначная, там уже давно не пытаются сделать вид, что борются со школьным радикализмом. А мы еще рассуждаем, есть ли в секторе люди, не сочувствующие врагам Израиля. Да откуда им взяться, если семья и школа с малых лет учат убивать евреев?
Подобная тенденция вовсе не уникальна для мира ислама. Радикальное образование здесь всегда было фактором национальной идентичности, инструментом политического влияния и способом формирования будущего общества. Так, Пакистан десятилетиями тщетно борется с медресе, где джихад подается как священный путь, а убийство "неверных" - как доблесть.
В Афганистане еще в 1980-е под эгидой западных программ печатались учебники с математическими задачами про мины и патроны, и до сих пор талибы используют такие материалы как инструмент вербовки. Саудовская Аравия лишь в последние годы начала вычищать из книг идеи "воинственного джихада" и уничтожения "отступников".
В Катаре антисемитские и джихадистские мотивы также долго оставались нормой. Изменения, которые произошли в двух последних странах, не сделали их демократиями, но снизили градус ненависти, а главное - показали, что даже фундаменталистская система образования может быть перестроена.
Читайте также
Казалось бы, с палестинским обществом все проще, ведь в руках мирового сообщества находится самый действенный инструмент - деньги. Условие должно быть предельно жестким: есть подстрекательство - нет оплаты. Нужно опубликовать список конкретных страниц, параграфов, формулировок, которые должны быть удалены. Выделить на эту работу бюджет из тех огромных сумм, которые продолжают тратиться на школы ненависти. И ни одного евро или доллара, пока в учебниках остается хотя бы один герой-шахид.
Но ЕС только в прошлом году официально увязал финансирование сектора палестинского образования с реформой учебников, и то в самых общих формулировках. В 2025-м был сделан беспрецедентный шаг - часть средств заморожена, однако это не помогло.
Британский парламент периодически поднимает вопрос об использовании средств налогоплательщиков на антисемитские учебники, но дальше громких заявлений дело не идет. Скандалы вокруг учебных пособий в школах агентства ООН давно стали привычным медийным фоном. Каждая новая волна негодования заканчивается обещаниями "повысить стандарты" и отчетами, которые мало что меняют.
Все это не что иное, как малодушие и трусость. Запад боится вызвать гнев левого истеблишмента и быть обвиненным в посягательстве на "святое" - право детей ходить в школу, особенно если речь идет о "несчастных" палестинских детях. Можно представить, какие душераздирающие заголовки появятся в СМИ, стоит хотя бы одной арабской школе в Иудее или Самарии закрыться из-за прекращения финансирования. В автономии это прекрасно понимают, поэтому игра продолжается по старым правилам: администрация ПА изображает прогресс, доноры делают вид, что верят, а новые поколения вырастают с мечтой о джихаде и девственницах в раю.
При таком раскладе все рассуждения о мире и планы урегулирования гроша ломаного не стоят: никогда не будет мира с теми, кто в детстве прошел школу ненависти.