Помните женщину, которая не просила у соседки кастрюлю, вернула ее целую, а к тому же, одалживала уже разбитую?
Во вторник министр Бен-Гвир, руководство тюремной службы (ШАБАС) и сотрудники министерства (по прямому указанию министра ) не явились на заседание, посвященное обсуждению проблемы насилия против женщин в комиссии кнессета по статусу женщины. Министр и ШАБАС дали два объяснения.
Первое: в тот же день проходила ознакомительная поездка парламентского лобби религиозных и ультраортодоксальных женщин по тюрьмам.
Второе: Бен-Гвир бойкотирует депутата от "Еш Атид" Мейрав Бен Ари. Чем не причина?
А теперь постарайтесь не смеяться в голос: председатель комиссии по статусу женщины и правда носит имя Мейрав, и она в на самом деле депутат от фракции "Еш Атид" - все верно, только вот фамилия у нее Коэн, а не Бен Ари. Но это ладно, все женщины из оппозиции для Бен-Гвира на одно лицо, так что на такую мелочь, как фамилия, он попросту внимания не обратил.
А какое отношение лобби религиозных и ультраортодоксальных женщин под руководством Лимор Сон Хар-Мелех имеет к тюрьмам? Для религиозных и ультраортодоксальных заключенных-мужчин ШАБАС выделил особый блок, но аналогичного блока для женщин нет: число религиозных и ультраортодоксальных заключенных-женщин так незначительно, что в этом просто нет смысла. Да, за время каденции нынешнего министра национальной безопасности статистика убийств в Израиле пошла вверх, но женщины - не убийцы, а жертвы.
Так почему же ШАБАСу понадобилось мобилизовать все свои ресурсы до охраны этого турне Сон Хар-Мелех так, что не нашлось ни одного представителя, который смог бы прийти на заседание комиссии Кнессета, где обсуждались вопросы семейного насилия? Неужели настолько не хватает кадров? Поставлен ли в известность соответствующий министр? Последний, кстати, охотно присоединился к этому анекдотическому турне, и отнюдь не случайно: Итамар Бен-Гвир и Лимор Сон Хар-Мелех активно продвигают нормы патриархального общества. Общества, где женщина заперта дома, а вне дома строго ограничена рамками отдельного "женского" пространства, соблюдает драконовский дресс-код и навязанные мужчинами правила "скромности" и с колыбели и до самой смерти беззащитна перед насилием - сексуальным, физическим, психологическим. Как будто не было не то, что двадцатого столетия, но даже и девятнадцатого.
Водитель, который не разговаривает с женщинами
В марте 2023 года, только-только вступив в должность, Бен-Гвир первым делом заблокировал законопроект о ношении электронного браслета. Законопроект ставил своей целью защитить жертв домашнего насилия. Согласно утвержденному в первом чтении в прошлой каденции закону, агрессор, дважды нарушивший судебный запрет приближаться к жертве, обязан был носить электронный браслет, чтобы жертва могла вовремя узнать, что он поблизости, и вызвать полицию. Бен-Гвир поспешил вмешаться в пользу избивающих жен мужчин и полностью нейтрализовал законопроект. По версии Бен-Гвира, обязать носить браслет можно только преступника, дважды осужденного судом. Из тысяч запретов приближаться к жертве, которые ежегодно выносят семейные и раввинатские суды, критериям Бен-Гвира соответствуют не более трехсот случаев.
Летом 2023 года десятки водителей автобусов вдруг начали активную борьбу за гендерную сегрегацию в общественном транспорте. В Ашдоде, Хайфе, Тверии водители требовали, чтобы женщины проходили в заднюю часть салона; некоторые водители приказывали пассажиркам "прикрыться", другие вообще отказывались сажать женщин в автобус. В Гиватаиме водитель компании "Дан" отказался ответить на вопрос пожилой пассажирки, пережившей Катастрофу, и так и заявил ее мужу: "Я с женщинами не разговариваю".
Кипы эти водители, как правило, не носили - это был их ответ на массовые протесты против реформы Левина и Ротмана. Убежденные бибисты, они искали способ досадить противникам коалиции - и нашли.
Волонтеры "полиции скромности" не ошиблись: посыл новой власти они поняли и восприняли очень точно. В июне 2023-го, когда страну захлестнула "автобусная война" против женщин, Лимор Сон Хар-Мелех основала свое парламентское лобби - лобби религиозных и ультраортодоксальных женщин. На первом заседании члены лобби обсуждали, каким образом продвигать и поощрять гендерное разделение в общественном пространстве. Сон Хар-Мелех не позволила представительницам женских организаций присутствовать на заседании: оно проходило за закрытыми дверями. За дверью остались не только"На'амат","Яд ле-иша" или феминистская "Колех", но и ультраортодоксальная женская организация "Нивхарот"."Допускаются только женщины, поддерживающие гендерное разделение", - объяснила Сон Хар-Мелех и пригласила выступить Анат Гопштейн, жену Бенци Гопштейна, основателя организации "Леава", выступающей против смешанных браков.
На прошлой неделе лобби собралось вновь. На этот раз обсуждали "сохранение сексуальной чистоты до свадьбы". На этот раз звездой вечера, точнее, дня, была супруга министра национальной безопасности и по совместительству председателя партии, которую представляет в кнессете Лимор Сон Хар-Мелех. Спустя несколько дней комиссия по статусу женщин проводила заседание, посвященное вопросам насилия в семье. То самое, которое Бен Гвир и Сон Хар Мелех проигнорировали.
В нынешнем правительстве женщин беспрецедентно мало - будь то в кабинете министров, в министерствах, в государственных компаниях. А те немногие, что есть, действуют не в интересах женщин, а в точности наоборот. Май Голан, министр по статусу женщин, первым делом отменила управление, занимавшееся вопросами их дискриминации. Идит Сильман - на то она министр экологии - активно продвигает гендерную сегрегацию в национальных парках. Орит Струк делала все, от нее зависящее, чтобы торпедировать сделки по освобождению заложников и не возвращать из туннелей ХАМАСа наблюдательниц и других молодых женщин, освобожденных в итоге по настоянию Дональда Трампа в январе 2025 года.
Когда разгорелся протест против судебной реформы, многие удивленно приподнимали брови при виде демонстранток, которые вышли на улицы в красных капюшонах из фильма "Рассказ служанки". Потому что - какая связь? Эти женщины явно перегибают палку. Теперь выясняется, что демонстрантки были совершенно правы.
Сон Хар-Мелех назвала заседание своего лобби "дискуссией о ценностях". Пользователи социальных сетей отреагировали насмешками и шутками о простыне, которую отныне каждая молодая пара должна будет вывесить на двери спальни утром после брачной ночи. И в самом деле, когда министр обороны развязывает тотальную войну против начальника Генштаба, кому интересна болтология в каком-то там парламентском лобби? Ну, говорят - и пусть себе говорят, обидно только, что такой чепухой занимаются на наши деньги. Между тем, лобби Сон Хар Мелех, хоть и обеспечило на прошлой неделе отличный повод для шуток и зубоскальства, - вовсе не сборище смешных теток, занятых безобидной чепухой.
Читайте также
В 2024 году в Израиле были убиты 37 женщин, в 2025-м - 44, а ведь год еще не закончился. Если принять во внимание средний показатель за последнее десятилетие (27 убитых женщин в год), ни у кого не вызывает сомнений, что кривая при Бен Гвире пошла резко вверх.
Бен Гвир не случайно выхолостил закон об электронных браслетах. Взятый Лимор Сон Хар Мелех курс на гендерную сегрегацию, откровенное пренебрежение к вопросам насилия в семье, которое продемонстрировали на прошлой неделе министр национальной безопасности и единственная женщина в его фракции - все это звенья одной цепи. Заседание, посвященное "чистоте невест" - не пустой треп, а прямая и откровенная попытка изменить общественный дискурс. Вы же и сами понимаете: десять лет назад ни одному депутату и в голову бы не пришло проводить в рамках парламентского лобби обсуждение "воспитания девочек" в духе сохранения девственности до брака. Сегодня - можно.
Общество, которое поощряет гендерную сегрегацию и требует от девушек строгого соблюдения "чистоты до свадьбы", априори снисходительно относится к насилию в семье. Женщина, не знающая "своего места", женщина, не сохранившая девственность - сама виновата.
Политика - это искусство возможного. "Оцма Йегудит", партия Тик Тока, арабов ни из страны, ни даже из Газы изгнать не может. А вот женщин поместить за загородку - это пожалуйста.
Источник: Маарив
Авторский перевод