В четверг десятки тысяч представителей всех направлений общины харедим вышли на демонстрацию в Иерусалиме против "преследования изучающих Тору". Но за лозунгами скрывается гораздо более глубокий конфликт - не только с государством, но и внутренний спор об облике и границах самого общества, которое пытается возродить чувство принадлежности на фоне давления.
В этот четверг - от юношей до старцев, от антисионистов до учеников раввина Лейбла, утверждающего, что харедим должны быть "неотъемлемой частью народа Израиля и государства", - все мужчины, относящиеся к этому миру, направляются на грандиозный митинг в Иерусалиме под лозунгом: "Крик Торы - собрание десятков тысяч сынов Израиля против преследования изучающих Тору на Святой земле".
Давление с требованием провести демонстрацию было уже давно - на литовских раввинов его оказывали различные хасидские лидеры. До сих пор литовские раввины предпочитали воздерживаться от шагов, способных обострить конфликт. Однако последней каплей стали аресты нескольких студентов ешив, проведенные в их домах. Этот шаг был воспринят лидерами харедим как casus belli - акт войны со стороны властей, на который нельзя молчаливо смотреть. Поэтому все течения объединились под одним флагом.
Демонстрации харедим происходят в Израиле с момента основания государства. Первая массовая акция прошла еще 26 июня 1948 года, всего через полтора месяца после провозглашения независимости. С тех пор было множество протестов - из-за субботы (например, борьба против работы кинотеатра "Эдисон" в Иерусалиме), за "святость" улиц, против вскрытия древних захоронений. Но чаще всего в них участвовали лишь радикалы из группы "Нетурей карта", и лишь изредка - более широкие круги.
Водоразделом стала демонстрация 14 февраля 1999 года против Верховного суда, на которую вышли, по разным оценкам, от 250 тысяч до полумиллиона человек - одно из крупнейших шествий в истории Израиля. Причиной стали решения, изменившие "статус-кво" в вопросах религии и государства, в том числе признание недействительным полного освобождения учащихся ешив от воинской службы.
Следующая демонстрация подобного масштаба прошла 2 марта 2014 года на фоне обсуждения "закона о призыве" в комиссии Шакед. Тогда, по данным полиции, участвовало около 300 тысяч человек, а по версии организаторов - свыше полумиллиона.
Если прежние протесты ставили целью повлиять на общественное мнение и добиться политических уступок, то нынешний - уже получивший название "митинг миллиона" - продиктован в первую очередь внутренними причинами.
По словам социологов, массовые акции не только выражают протест, но и выполняют другую функцию - формируют коллективную идентичность и укрепляют чувство принадлежности к группе.
Образ жизни харедим в последние годы оказался под угрозой. Война глубоко повлияла на общественное восприятие: освобождение от службы больше не считается "законным правом". Даже среди молодых харедим появилось чувство неловкости по поводу их роли и места в обществе.
Бюджеты были урезаны, а попытки армии расширить призыв начали "подтачивать" систему, пусть пока лишь в символических масштабах. Руководство ультраортодоксов не сумело обеспечить своим избирателям ни закон об освобождении, ни сохранение финансирования. Между различными течениями растут разногласия, нет единого фронта. Все это усилило потребность в масштабном событии, которое сплотило бы общину и укрепило ее внутреннее чувство гордости и самоидентификации, ослабленное под давлением внешних обстоятельств.
Читайте также
Таким образом, в четверг харедим будут протестуют против "преследования изучающих Тору", но на самом деле - за право оставаться отдельным сообществом в мире, требующем интеграции.
Они выйдут защищать чувство идентичности, которое начало давать трещину. Как и прежде, демонстрация - это не только протест, но и ритуал принадлежности. "Крик Торы", который прозвучит на улицах Иерусалима, с виду обращен к правительству, но на самом деле будет звучать внутрь: это последняя попытка объединить мир харедим вокруг вопроса - кто мы такие, прежде чем внешний мир ответит на этот вопрос за нас.
Элиягу Беркoвич, исследователь программы "Ультраортодоксальное общество в Израиле" в Израильском институте демократии
Источник: Walla