1. Современный западный левый активизм часто смотрит на мир через одну простую призму
Слабый = хороший;
сильный = плохой.
Израиль считается сильным государством.
Палестинцы рассматриваются как слабая, подавляемая этническая группа.
Поэтому упрощенный бинарный подход превращает палестинский терроризм в "сопротивление", а самооборону Израиля в "колониальное насилие".
Как только роли распределены, факты становятся второстепенными, исчезают нюансы и оттенки, исчезает сложность и комплексность проблемы, не надо размышлять, разбираться, анализировать. Не надо думать о собственном прошлом.
При этом возникает автоматическая эмоциональная идентификация со слабой стороной и столь же эмоциональное неприятие сильной.
Страдания палестинцев = доказательство зла Израиля.
Страдания израильтян = их собственная вина.
Эта избирательная эмпатия табуирует любую, сколь угодно заслуженную критику слабого и похвалу сильному.
2. Еще одна столь же простая черно-белая призма - это антиколониализм
Метрополия = плохие.
Колония = хорошие.
Израиль считается европейским белым колониальным проектом. Палестинцы считаются коренным, колонизируемым населением, лишенным собственности (земли).
Эта интерпретация игнорирует:
• непрерывное, тысячелетиями, присутствие еврейского коренного населения на земле Израиля - не колонизаторы.
• восточных евреев, составляющих около половины населения Израиля и прибывших из арабских стран - не европейцы и не белые.
• полное отсутствие у палестинцев национального нарратива до появления Государства Израиль - не коренное население.
3. Антиимпериалистический рефлекс
Для многих западных левых "антиимпериализм" означает выступать против США. Неважно, что и как США делают, со времен Че Гевары хороший тон левых движений - это выступать против США и тех, кого поддерживают США, включая Израиль.
Эта привычка со времен национально-освободительных движений сохранилась до сих пор.
Если Америка поддерживает Израиль, то Израиль тоже империалист.
Если палестинцы выступают против Израиля, они должны быть "освободительным движением".
Нюансы не имеют значения; факты никому не интересны. Позиция определяет мораль.
4. Незнание истории вообще и истории Ближнего Востока в особенности
Многие левые активисты попросту не знают основ, то ли в силу молодости, то ли в силу лености мысли:
• палестинская идентичность в ее современном виде возникла относительно недавно;
• евреи составляли большинство в некоторых районах Иерусалима задолго до 1948 года;
• арабы неоднократно отвергали планы раздела;
• палестинский террор существовал до любой оккупации (например, в 1929, 1936-1939 годах);
• арабские государства многократно вторгались в Израиль.
Но к чему все это знать, к чему усложнять. Гораздо проще свести 140-летний конфликт к лозунгам в TikTok.
5. В отличие от левых невежд, палестинские группировки изучали западное общество долго и внимательно
Все слабые и сильные точки западной пропаганды им прекрасно известны, все широко и цинично используются.
Активисты, поддерживающие определенные нарративы, внедряются в западные неправительственные организации, чтобы вещать от их имени;
Широко распространяются драматичные образы, неважно, правдивые или трехрукие шедевры ИИ (три руки заметят не все, а ребенка, даже трехрукого, пожалеет большинство);
Постоянно преувеличивается число жертв - принцип тот же, пока еще поймают за руку, если поймают, а люди на западе ценят человеческую жизнь превыше всего.
А чтобы за руку не схватили, существует жесткий контроль доступа журналистов туда, где ХАМАС, ФАТХ и прочие не хотят их видеть и не менее жесткий контроль того, о чем допущенным можно писать.
Израиль же, будучи открытым и демократическим государством, не может манипулировать СМИ таким же образом. А когда попытался, ограничив доступ западных журналистов в Газу, вышло еще хуже.
Так и возникает нарративный уклон, на сегодняшний день уже практический встроенный в западные СМИ.
6. Левые интеллектуалы традиционно с трудом воспринимают национализм, этническую идентичность и религиозную идентичность
Государство, определяемое народом, культурой и историей, предшествующими современной идеологии, чуждо их универсалистским, наднациональным, нерелигиозным инстинктам.
7. Интерсекциональность
В современных левых движениях все проблемы "угнетенных" связаны между собой, BLM дружит с антикапиталистами, LBGTQ - с антиполицейскими движениями, сторонники открытых границ - с экологическими экстремистами.
Палестинская пропаганда десятилетиями позиционирует себя как часть глобальной борьбы с угнетением, часть общей экосистемы. Так поддержка палестинцев становится практически обязательной, автоматической. Так вырастают странные альянсы типа "Геи за Палестину" или "Феминистки от реки до моря", вряд ли подозревающие, что палестинцы на самом деле думают о правах ЛГБТ или правах женщин.
8. Уверенность, что слабый всегда прав приводит к двойному стандарту
Израиль судят по западным либеральным принципам.
Палестинцев судят по "культурному контексту".
Когда палестинцы убивают мирных жителей, это понятно, это часть сопротивления.
Когда Израиль случайно убивает мирных жителей на войне - это ужасно, это непростительно.
Возникает постоянный моральный дисбаланс, и самый комфортный способ его не замечать - это постоянно твердить, что слабый всегда прав, приводя тем самым к еще большему дисбалансу. Замкнутый круг.
9. Современный радикализм романтичен и безопасен
Поддержка пропалестинских движений и даже ХАМАСа — это способ чувствовать себя героем, революционером, бунтарем, гордым непокорным меньшинством, участвовать в эмоционально яркой мировой драме - и все это без малейшего риска. Радикализм без издержек. Радикализм мемов и ТикТока.
10. Алгоритмы социальных сетей очень способствуют эмоционально заряженному левому нарративу, в котором чувства важнее фактов
Палестинский контент визуально очень эффектен, тщательно отобран и эмоционально силен. При этом он может быть сколь угодно ложен, абсолютно ложен, над этим мало кто задумывается, когда видит плачущих детей или страдающих стариков.
Израильский контент, как правило, основан на фактах, сух и осторожен — он ориентирован на истину, а не на алгоритмы. Потому и проигрывает.
11. Академическое влияние
Десятилетиями в элитных западных университетах преподавались концепции, основанные на теории ориентализма Эдварда Саида, на постколониальной теории, на взглядах Франкфуртской школы и ее критической теории, на марксистской мысли. Профессора играли с огнем, их ученики разожгли пожар. Кто будет его тушить, пока непонятно.
Читайте также
12. Старые антисемитские клише, куда же от них деться
В прогрессивной лексике они звучат несколько иначе, но щи остаются те же. Если человек - антисемит, то уже неважно, каких он взглядов.
• "Евреи правят миром" превратилось в "израильское лобби".
• "Евреи хотят захватить власть" - в "белые поселенцы-колонисты"
• "Закулисный еврейский заговор" - в "сионисты контролируют СМИ"
• "Евреи-детоубийцы, кровь для мацы" - в "Израиль убивает детей".
Ничего нового нелюбители евреев пока не придумали.