1. "Непрерывное изучение Торы - особая ценность, поэтому учащихся ешив нельзя призывать"
Обычно собеседник отвечает: "Но у вас ведь Тору изучают не все / определите, сколько нужно изучающих Тору / но ЦАХАЛу нужны бойцы". Все эти ответы не работают. Правильный ответ: "Нет никакой проблемы, даже согласно вашему же подходу, сделать перерыв в изучении Торы и потом вернуться в ешиву".
Факт : величайшие раввины - литваки и хасиды - шли учиться в университеты. Самый заметный и известный среди них - Любавичский ребе, Менахем-Мендл Шнеерсон, фигура легендарная: в 1920-1930-е годы прошлого века он изучал инженерное дело и математику в Берлинском университете, затем -физику и математику в Сорбонне в Париже. Потом вернулся к жизни хасида и стал одним из самых влиятельных религиозных лидеров XX века. Список длинный, и, что особенно важно, речь идет не только об известных раввинах, но и об обычных учениках литовских ешив, которые шли учиться в университеты. Среди молодых хасидов такое было не принято, но отнюдь не из-за несуществующего запрета прерывать изучение Торы, а из-за социально-экономических различий между двумя этими течениями.
2. "Изучающие Тору защищают государство больше, чем солдат на поле боя"
Так, например, рав Дов Ландо, один из лидеров литваков, заявил в июне этого года: победы в Иране Израиль одержал благодаря учащимся ешив (ультраортодоксальных), а не благодаря ЦАХАЛу. Собеседник обычно возмущается (вполне справедливо), спрашивает: "Как же можно без армии?", - и получает ответы в духе рава Ландо. Правильный ответ: "Вы притворяетесь и лжете. Согласно ультраортодоксальному подходу войны Израиля - не заповеданные войны, и поэтому вы запрещаете юношам из вашего сектора защищать страну".
Что имеется в виду? Рамбам определяет три вида "заповеданных войн". Первый - это оборонительная война, призванная спасти Израиль от реальной угрозы, и этот критерий актуален и сейчас. Второй - война против семи народов Ханаана, историческая заповедь эпохи завоевания Эрец Исраэль. Третья - война против Амалека, отдельная заповедь стереть память Амалека. Согласно классическому ультраортодоксальному мировоззрению, оставшемуся неизменным, государство Израиль было создано "во грехе", сионисты нарушили запрет мудрецов "не подниматься стеной против народов мира", государство не основано на законах Торы, и потому любая война в его защиту не считается заповеданной войной, даже если она в точности отвечает ( а она отвечает) первому критерию.
3. "Вы побеждаете благодаря нашим молитвам"
Собеседник старается объяснить, что одних молитв недостаточно. Это ошибка. Правильный ответ: "Это ложь. Харедим не молятся за мир Государства Израиль и за благополучие солдат ЦАХАЛа".
Любой, кто носит вязаную кипу, прекрасно знает: в ешивах и синагогах харедим не читают молитву за государство и за солдат ЦАХАЛа - ее читают только в ешивах и синагогах национально-религиозного сектора. Отрицающие этот общеизвестный факт попросту лгут.
4. "Необходимо договариваться с нашими раввинами. Если вы попытаетесь пойти в обход, вам не удастся призвать ни одного ультраортодокса"
Собеседник отвечает: мы десятки лет пытались с ними говорить, и это не работает. Так себе ответ. Слабоватый. Правильный ответ звучит так: "Нет никакого смысла договариваться с ультраортодоксальными раввинами, потому что их цель в том и состоит, чтобы сохранить герметично закрытые общины и предотвратить призыв юношей из сектора".
Невозможно ни о чем договориться, потому что цели диаметрально противоположны. Национальный интерес государства Израиль - призвать молодых ультраортодоксов в ЦАХАЛ. Явный и прекрасно известный интерес лидеров ультраортодоксальных общин - воспрепятствовать любому контакту молодых ультраортодоксов с Израилем за пределами ультраортодоксальной автономии. И, разумеется, службе в ЦАХАЛе. Ультраортодокс-солдат может после армии вернуться в ешиву, но не обязан: он может получить профессию, содержать свою семью, его зависимость от лидеров общины ослабевает, и слепое послушание каждому их слову уже более не гарантировано.
5. "Даже если вы урежете все бюджеты для аврехов, ни один изучающий Тору не пойдет служить. Мы соберем деньги за границей или умрем с голоду, но не пойдем в вашу армию"
Обычно собеседник затрудняется найти ответ и возвращается к разговорам о справедливости и равном распределении бремени. Правильный ответ вот какой: "Во-первых, прекрасно - собирайте деньги за границей и прекратите доить государственную казну. Во-вторых, вы лжете. Сокращение бюджетов именно, что приведет к призыву молодых ультраортодоксов".
Откуда мы это знаем? Посмотрите на фракцию ШАС. Львиная доля ее избирателей как раз служит и работает. Так почему же Дери внезапно оказался в первых рядах в борьбе за уклонение от призыва? Ответ на это дали раввины ШАС: они разъясняют, что среди учеников ешив восточных общин вероятность "сломаться" и пойти служить выше: они из бедных семей, и к тому же у многих есть родственники, служившие в армии и работающие. Поэтому если урезают стипендии и скидки на детский сад, аврех из восточных общин, а также ученик ешивы, который еще не женился, может "сломаться" и пойти в армию. На мой взгляд, это верно и в отношении ашкеназских ультраортодоксов, пусть и займет больше времени. Не будет государство кормить уклонистов - их станет гораздо меньше.
6. "Ультраортодоксальные партии признают государство. Факт: они в Кнессете и в правительстве. Только небольшие группки экстремистов не признают государство"
Собеседник обычно восклицает в ответ: так почему же их раввины не дистанцируются от агрессивного антисионистского дискурса? Почему ультраортодоксальные депутаты не осуждают экстремистов, которые, кстати сказать, нападают и на них? Постановка вопроса априори неверна, потому что в действительности разницы никакой нет.
"Яадут ха-Тора" и ШАС представлены в Кнессете, так же как РААМ и Объединенный арабский список. Но в учебных заведениях и других структурах, куда обе ультраортодоксальные фракции ежегодно вливают сотни миллионов, не вывешивают флаг Израиля, не поют "Хатикву", не отмечают День независимости. Символы государства для них - "мукце", запрещенный к использованию предмет. "Яадут ха-Тора" и ШАС не признают Государство Израиль, они его только доят.
Ведущие раввины ультраортодоксального сектора и политики ультраортодоксальных фракций не дистанцируются от "маленьких экстремистских групп", потому что именно подход у них - в точности тот же самый. Различий между Ицхаком Пиндрусом, Ицхаком Гольдкнопфом, Моше Гафни - и агрессивным антисионистским "Пелег Иерушалми" практически нет. Как нет различий между Тали Готлиб и Нисимом Ватури, с одной стороны, и Итамаром Бен-Гвиром - с другой. "Ликуд" перенял риторику КАХа, а "Яадут ха-Тора" никогда и не отрекалась от классического антисионизма ультраортодоксального мейнстрима.
7. "Каждая часть народа Израиля делает свое дело. Вы воюете и работаете, а мы изучаем Тору и сохраняем традицию. Эту модель определили наши мудрецы, как договор двух колен, Звулуна и Иссахара. Звулун бороздит моря в поисках заработка, Иссахар изучает Тор
Собеседник начинает обсуждать эту модель: а в состоянии ли государство Израиль тащить на себе "колено Иссахара" в таких пропорциях. И снова - подход неверен. Оставим в стороне тот простой факт, что модель Иссахар-Звулун, согласно которой талмид хахам учит Тору за счет человека, который поддерживает его материально, - это договорная модель, а в нашем случае не было согласия на такое разделение со стороны светских и со стороны "вязаного сектора". Есть и другая причина.
Когда "Иссахар" ненавидит "Звулуна", презирает его образ жизни и государство, которое то создал, и возводит стены, чтобы от него отмежеваться, говорить о каком-либо союзе не приходится.
8. "Светские тоже уклоняются; все тель-авивцы - дезертиры, и по количеству их гораздо больше, чем в ультраортодоксальном секторе"
Собеседник спешит опровергнуть ложь и манипуляцию и привести цифры: факт - Тель-Авив стабильно входит в десятку самых "призывающихся" городов Израиля. А правильный ответ звучит так: "Светский, который уклоняется от службы в ЦАХАЛе, уклоняется как отдельный гражданин и не получает от государства никаких льгот. Ультраортодокс, который уклоняется, делает это как часть сектора и получает от государства блага и скидки в награду за отказ служить".
9. "Армия не готова принять ультраортодоксальных новобранцев"
Нет. Не надо рассказывать байки про бригаду "Хашмонаим". Правильный ответ: "Разумеется, ЦАХАЛ готов. Система ешивот эсдер, созданная специально для религиозного солдата, подходит и для солдата ультраортодоксального - с одним небольшим техническим изменением: кухня под надзором БАДАЦ. Не так и сложно".
Читайте также
10. "Материальное поощрение ультраортодоксального сектора обеспечивает государству Израиль еврейское демографическое преимущество"
Собеседник принимается обсуждать, в состоянии ли государство содержать такой огромный непроизводительный сектор, чтобы тот мог рожать детей, - неверная постановка вопроса. Вопрос должен звучать иначе: "А в чем вообще интерес государства Израиль, поощрять рост группы населения, лидеры которой открыто заявляют, что не считают эту страну своей, не готовы ее защищать и вносить вклад в ее развитие, более того, они не скрывают своего намерения полностью изменить характер государства?"
И это - главный вопрос, который должны задать себе израильтяне. Да, в первую очередь - евреи. Для чего государству Израиль стимулировать рост Ультраортодоксальной Автономии, лидеры которой в худшем случае готовы на уничтожение страны, а в лучшем - не скрывают своего намерения превратить Израиль в теократическое государство?
Настоящая цель закона Бисмута именно в этом и состоит: чтобы позволить Ультраортодоксальной Автономии путем ползучей аннексии навязать Израилю иранскую или саудовскую модель. Прецеденты налицо: Бейт-Шемеш, Ашдод, Тверия, Афула, Арад. Закон о непризыве - он не только про освобождение ультраортодоксов от службы в армии. Он про экономику и про характер государства.
Источник: Маарив