Саймон Себаг‑Монтефиоре - один из самых известных британских историков и публицистов, автор книг (например, Jerusalem: The Biography), в которых история становится зеркалом морали. Потомок старинного сефардского рода Монтефиоре, он много пишет и о еврейской истории, и о британской, поскольку это страна, которая когда‑то спасала изгнанников, а теперь, по его словам, сама нуждается в нравственном спасении.
3 октября The Jewish Chronicle опубликовала его статью под названием Yesterday in Manchester, the intifada was globalised ("Вчера в Манчестере интифада стала глобальной"). Гнев, скорбь и тревога звучат в этом тексте как единый голос. Это статья о теракте, совершенном в Йом Кипур в синагоге Манчестера, где погибли прихожанин Мелвин Кравиц и охранник Адриан Долби, спасший десятки людей.
"Я проснулся, как и многие евреи по всему миру, с чувством тревоги и пустоты. Почему этот Йом Кипур не похож на все остальные? Потом я вспомнил: убийства в Йом Кипур", - пишет Монтефиоре. Он благодарит раввина, прихожан, службу CST и полицию Манчестера, но добавляет: у его синагоги в Лондоне полицейских не было. Эта деталь звучит как укор и как симптом: Британия ныне та страна, где евреи чувствуют себя незащищенными.
Монтефиоре уверен: нападение было предсказуемо, его можно было предотвратить. Оно стало итогом двух лет, в течение которых ненависть к Израилю и евреям безнаказанно выплескивалась на улицы и в соцсети, когда "глобализировать интифаду" и "деколонизировать Израиль" стало лозунгом для толпы, а полиция и политики предпочитали смотреть в сторону.
"Мы предупреждали, - пишет он, - но нас игнорировали, стыдили и обвиняли в паранойе".
Он с гневом вспоминает некоторых журналистов и политиков: теперь они выражают сочувствие, а еще недавно распространяли дезинформацию и нагнетали истерию. "Они не убивали, но они создали атмосферу, в которой убийца почувствовал себя правым", - говорит Монтефиоре.
Его обличительный пафос направлен в конечном счете не только против конкретных людей, а против всего класса тех, кто живет на "моральном автоматизме": "Эти добродетельные люди, уверенные в своей непогрешимости, осуждают антисемитизм, но не признают собственной вины в том, что помогли ему расцвести".
Он пишет, что граница между критикой Израиля и ненавистью к евреям исчезла в тот самый день, когда начались первые демонстрации после нападения ХАМАСа: "Они начинались как политические митинги, а заканчивались призывами к убийству. Государство, мэры, полиция оказались ошеломлены или запуганы".
Так, по его словам, интифада "глобализировалась, стала британской и манчестерской".
Самые пронзительные строки - о его Британии: "Мои предки приехали сюда в 1904 году, спасаясь от кишиневских погромов. Британия, куда они прибежали, была страной умеренности и терпимости. И вот теперь в этой самой стране на улицах Лондона и Манчестера празднуют убийства евреев".
Для Монтефиоре это не просто трагедия - это нравственное крушение того места, которое некогда было убежищем для евреев.
Он благодарит премьер‑министра, министра внутренних дел и других министров за слова солидарности, но замечает: "Эти слова прозвучали на два года позже, чем нужно".
"Мы избрали вас не для того, чтобы вы брали пример с полиции, - пишет он, - вы должны отдавать приказы. Законы против террора и ненависти существуют, пора их применять". Британская полиция, по его словам, "научилась следить за твитами, но не за толпой, кричащей: "Убей евреев"".
Читайте также
Монтефиоре видит в происходящем не только угрозу евреям, но и самой британской демократии: "Эта агрессивная, нетерпимая радикальность - угроза нашему обществу. Британия напоминает корабль, потерявший курс. Ее капитаны - политики, журналисты, полицейские - напуганы. Но у нас еще есть шанс: взять штурвал, вернуть мужество, удержать курс, пока не стало слишком поздно".
В этом тексте различимы сразу три голоса. Голос гражданина, верящего в британскую цивилизацию, ныне переставшую себя защищать. Голос еврея, сына семьи, нашедшей в Британии спасение и теперь снова ощущающей страх. И голос историка, знающего, что язык насилия всегда оборачивается реальным насилием.
"Интифада, - пишет он, - была глобализирована. Слова превратились в кровь".
В финале тем не менее звучит надежда. Монтефиоре призывает не к мести, а к ответственности. Он напоминает, что Британия еще может вспомнить, кем она была, - страной законности, достоинства и совести: "Если она снова обретет мужество, она выстоит".