Ездил с группой журналистов и блогеров к поселенцам в Шомрон (Самария). Решил разобраться, насколько справедливы обвинения в том, что израильская военщина строит свои поселения на арабской земле.
Для этого нам надо вернуться в прошлое - во времена Османской империи, которой почти 500 лет принадлежала эта земля. Дело в том, что многие законы, принятые османами, действуют и до сих пор. В том числе - права на землю. Согласно шариату, вся земля считалась принадлежащей Аллаху, а фактически - султану-халифу.
Земельное право в Оттоманской Порте было довольно сложным и развивалось на протяжении веков. В результате вся земля делилась на несколько категорий:
• Мюльк - частная собственность (в основном городская застройка и сады). Владелец мюлька имел полное право владеть, использовать, распоряжаться и передавать по наследству свою землю.
• Вакф - религиозная, предназначалась для духовных целей.
• Мири - государственная, большая часть сельской земли. Сбор налогов с этих земель был основой экономики империи.
• Метруке - для общественных нужд (дороги, пастбища, рынки, кладбища).
• Меват - пустошь, необработанная земля. Такие земли могли быть освоены любым желающим, после чего они переходили в категорию Мири.
На момент развала Оттоманской империи в частной собственности в Иудее и Самарии находилось около 10% земли. Вся остальная земля принадлежала султану.
Это было введение. А теперь о том, как относились к правам на собственность и землю в Иудее и Самарии (Западный берег) в разные периоды.
Британский мандат (1920-1948).
Британские вносят изменения в османское право, но сохраняют основные его принципы. Они также проводят собственные земельные обмеры и регистрацию прав на землю. Частная собственность арабов и евреев остается неприкосновенной.
Иорданский период (1948-1967).
После арабо-израильской войны 1948 года иорданское королевство аннексирует Западный берег. Все евреи изгоняются из Иудеи, Самарии и Старого города Иерусалима. Их частная собственность конфискуется арабами. Синагоги и кладбища оскверняются. Добавлю, что аннексию признают только Великобритания и Пакистан, но Иордания управляет этой территорией как своей частью в течение 19 лет. Как вы думаете, сильно ли ООН волновалась по поводу изгнания евреев со своей земли? (Вопрос риторический)
Израильский контроль (с 1967 года по настоящее время)
После Шестидневной войны 1967 года Израиль устанавливает контроль над Западным берегом. Израильская военная администрация признает все существующие законы и все права собственности (османские, британские, иорданские). Арабы не изгоняются со своих земель и их население быстро увеличивается. Вся ГОСУДАРСТВЕННАЯ земля, принадлежавшая ранее османам, британцам и иорданцам переходит под управления Израиля. Израиль строит там дороги и поддерживает порядок. Более того, если израильская армия возводит какие-то свои посты на частной арабской земле, это регулярно оспаривается в израильских судах. Израильские суды много раз выносили решения о сносе таких построек.
Нужно особо рассказать о роли Иордании. Несмотря на потерю фактического контроля, Иордания продолжала считать Западный берег своей территорией и претендует на него на международной арене. Палестинцы, проживающие на Западном берегу, остаются гражданами Иордании, голосуют на иорданских выборах, и Иордания продолжает выплачивать зарплаты палестинским государственным служащим на Западном берегу. Но в июле 1988 года король Иордании Хусейн официально объявляет о "разрыве административных и правовых связей" с Западным берегом. И ОТКАЗЫВАЕТСЯ от всех претензий на эту территорию. После этого Иордания перестает выплачивать зарплаты своим бывшим государственным служащим, а арабам на Западном берегу выдаются временные иорданские паспорта без гражданства.
В 2000 году на саммите в Кэмп-Дэвиде Израиль предлагает Арафату 94% всего Западного берега и создание палестинского государства в обмен на мир. Арафат ОТКАЗЫВАЕТСЯ и выбирает войну. Бандар, принц Саудовской Аравии, характеризует отказ Арафата подписать соглашение как "преступление против палестинцев, и в целом - против всего региона".
А в это время евреи начинают возвращаться на свою землю в Самарии и Иудее. Не на арабскую землю, а на ту, которая была выкуплена в свое время еще у османов.
Шестидневная война выиграна, иорданские войска ушли. Еще нет ни одного еврея ни на Западном берегу, ни в Хевроне, ни в Восточном Иерусалиме - арабы силой выгнали всех, все что смогли разграбить - разграбили, а остальное уничтожили. Доступ к Стене Плача и Могилам Патриархов был полностью закрыт для евреев на 19 лет.
Первым возрождается кибуц Кфар-Эцион. Эту земли евреи несколько раз выкупали у арабов. А потом арабы силой их изгоняли оттуда. Изгоняли в 1929. Изгоняли в 1936. Изгоняли в 1948. В 1948 году кибуцники долго сражались с превосходящими силами Арабского легиона. Там проживало 163 взрослых и 50 детей, в большинстве - люди, пережившие Холокост. Сражаясь, они прикрывали собой Иерусалим. Когда оборона была прорвана, начались переговоры о сдаче кибуца. Арабы построили выживших, сфотографировали, а потом расстреляли из пулемета всех, включая раненых и медперсонал. Резню пережили только три человека. Сразу после этого кибуц был разрушен. Тела погибших оставались непогребенными полтора года - только в 1949 году арабы разрешили захоронить их. Давид Бен-Гурион потом писал, что если сегодня существует еврейский Иерусалим, то только благодаря бойцам блока Гуш-Эцион (частью которого был Кфар-Эцион).
После своего падения блок "Эцион" стал для израильтян символом сионистского героизма и мученичества - новой Масадой. Дата резни была объявлена Днем памяти Израиля. Дети, которых успели эвакуировать в 1948 году, возглавили общественную кампанию за восстановление поселения, и премьер-министр Леви Эшколь дал добро. Кфар-Эцион был восстановлен как кибуц в сентябре 1967 года, став первым израильским поселением на Западном берегу после войны.
Евреи начинают возвращаться в Иерусалим и в Хеврон, откуда их изгнали арабы. Напомню, как это было. Полковник Абдулла эль-Телль, командир иорданского Арабского легиона, писал в своих воспоминаниях о том, как изгоняли евреев из Старого города: "…Механизмы планомерного разрушения были приведены в движение. Я знал, что Еврейский квартал был густо населен евреями, которые существенно вмешивались в действия своих бойцов и причиняли им трудности. Поэтому я приступил к обстрелу квартала из минометов, причиняя беспокойство и разрушения. Уже через четыре дня после нашего входа в Иерусалим Еврейский квартал стал их кладбищем. Над ним царили смерть и разрушение". Иорданский командир доложил своему руководству: "Впервые за 1000 лет в Еврейском квартале не осталось ни одного еврея. Ни одно здание не осталось неповрежденным. Это делает возвращение сюда евреев невозможным". Ответили ли евреи арабам взаимностью и изгнали ли они их из Иерусалима и Хеврона? Нет - арабы продолжают спокойно там жить.
Потом появляется религиозное движение Гуш Эмуним (Союз верных). Они считают, что Иудея и Самария - древняя земля еврейского народа и она должна быть снова заселена евреями. Если взять список упомянутых в Ветхом Завете географических названий, то окажется что около 90% из них находятся именно в Иудее и Самарии. А знаете, кто был главным противником этого? Правительство Израиля. В 1974-75 годах было предпринято шесть попыток создать новые поселения в Самарии, но каждый раз ЦАХАЛ по распоряжению Ицхака Рабина разгонял поселенцев. Вообще, когда у власти в Израиле находятся левые, то поселенцам становится трудно, а когда к власти приходят правые, то ситуация немного улучшается. Добавлю, что сегодня многие израильтяне принципиально не приезжают в Иудею и Самарию, так как не считают эту землю своей. Многие израильтяне считают экстремистов из радикального еврейского движения "Молодежь холмов", которые иногда совершают нападения на арабов - настоящими фашистами и совершенно не хотят, чтобы Израиль хоть как-то ассоциировался с ними. ЦАХАЛ и ШАБАК вообще рекомендовали главе правительства объявить их террористической организацией. Судьбу некоторых поселений решают американские президенты, но это отдельная история.
Нужно понимать всю тяжесть поселенческого движения. Люди приезжают на ничейные заброшенные земли, где нет дорог, нет электричества, нет воды. Годами живут в палатках, в трейлерах и автобусах среди враждебного окружения. Бурят скважины, строят дороги, проводят электричество, сажают сады и виноградники. Мы были в доме, построенном на двух контейнерах.
На каких юридических основаниях люди сюда приезжают? На основаниях старых османских законов, согласно которым любой человек может поселиться на ничейной земле и если он сажает там деревья и в течение нескольких лет никто не предъявляет своих прав на эту землю, то эта земля становится его собственностью. На основании Шестой статьи британского мандата в которой прямо сказано: "способствовать плотному заселению земли евреями, в том числе государственных земель и районов, не использующихся для общественных нужд". Юристы каждой страны трактуют законы в свою пользу. Неожиданно, правда? Никогда ведь такого не было.
Идет постоянная война за слова и за символы. Даже от того, как вы будете называть местных жителей, будут зависеть ваши предпочтения. Если вы называете арабов палестинцами, вам кажется совершенно правильным и логичным, что палестинцы должны жить в Палестине. А если вы будете называть их египетскими, иорданскими и сирийскими арабами, от которых они ничем не отличаются, то у вас будут совершенно другие ассоциации. Именно поэтому Иудею и Самарию стараются назвать Палестиной или Западным берегом реки Иордан (улыбаемся и машем рукой Иордании). Возмущаться тем, что в Иудее живут иудеи не совсем логично.
Но с одним фактом спорить невозможно - если в результате эта земля станет арабской, то на ней не останется ни одного еврея. И слоган "От реки до моря" именно про это. Значит 600 000 евреев, которые сегодня проживают в Иудее и Самарии, будут убиты или изгнаны. А если та земля станет еврейской, то арабы смогут свободно проживать в ней. Точно также, как сегодня в Израиле свободно проживают около двух миллионов арабов, которые пользуются точно такими же гражданскими правами, как и израильтяне.
Нужно понимать, что на любой аргументированный довод есть не менее аргументированный ответ. Например: Израиль должен уважать международно признанные границы. Казалось бы, неотразимый довод. А знаете, кто первый отказался признавать эти границы? Арабы. Они не согласились с решением ООН и решили уничтожить Израиль. Они начинали войны много раз и каждый раз проигрывали. А в традициях международного права наказывать агрессоров. В том числе и территориально. Вы же не возмущаетесь, на каком основании Германия потеряла свои исконные земли - Восточную Пруссию и Эльзас и Лотарингию? Не возмущаетесь, правда?
Читайте также
Или возьмем другой довод - Израиль незаконно оккупирует чужую территорию. Сразу встречный вопрос - территорию какого государства оккупирует Израиль? Османской империи? Она давно развалилась. Британского мандата? Он давно закончился. Иорданского королевства? Оно отказалось от всех прав на эту землю. Палестинского государства? Его не существует. У арабов много раз была возможность создания этого государства, например, во время иорданской оккупации, когда ни одного израильского солдата не было на этой земле. Но они почему-то каждый раз решали, что сначала нужно уничтожить Израиль. А Израиль с этим почему-то не согласен. Странно, да? Но физически невозможно оккупировать ничью землю.
И потом, что сакрального в тех границах, которые в свое время по линейке прочертили колонизаторы? Из-за этих границ потом каждый раз в бывших колониях начинались войны. И границы рисовали заново.