Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+29+25
Иерусалим
+28+18

Мнения

А
А

Что ожидает солдат и страну, если мы войдем в Газу

Если теракт в Иерусалиме иллюстрирует болезненную реальность террора, то инцидент в Джебалии раскрывает тактические и стратегические проблемы.

10.09.2025
Источник:mnenia.zahav.ru
Израильские солдаты в секторе Газа. Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Два трагических события в один день: теракт в Иерусалиме и инцидент в Джебалии, в котором погибли четыре танкиста. Теракт в Иерусалиме очень болезненный, но при всем сожалении речь идет о реальности, в которой статистически одной из множества террористических ячеек действительно удается нанести удар.

Силам безопасности удалось предотвратить сотни попыток терактов за последний год. Успехи в 2025 году более значимые, чем в два предыдущих. Военный потенциал, создаваемый террористическими организациями в северной Самарии, и особенно в Дженине и Туль-Кареме, был в значительной степени ликвидирован в результате систематической, профессиональной и жесткой операции под руководством командующего Центральным военным округом Ави Балута и уходящего командира дивизии "Иудея и Самария" Яки Дольфа. Агрессивный и инициативный подход необходим, но когда он осуществляется, к сожалению, в Израиле всегда находятся те, кто обвиняет этих командиров ни много ни мало в военных преступлениях.

И вместе с тем нельзя не критиковать тот факт, что в заборе безопасности вокруг Иерусалима до сих пор остаются многочисленные лазейки. Их закрытие - сизифов труд, утомительный и дорогостоящий, но необходимый. Он не реализуется достаточно последовательно, в том числе из-за ненужных споров между армией и полицией, а также между Министерством обороны и Министерством национальной безопасности.

У тяжелого инцидента в секторе Газа есть гораздо более широкие последствия, и они касаются всех трех уровней - тактического, оперативного и стратегического.

На тактическом уровне снова и снова вспоминается старый урок, согласно которому важный принцип в обороне - это взаимопомощь. Недопустимо, чтобы военное подразделение, отдельный пехотинец или одинокий танк, оказывались в ситуации, где их защита осуществляется только ими самими. Всегда должна быть другая сила - еще один солдат или отделение, чья задача прикрывать соседей. Трагический инцидент 2006 года, когда был похищен Гилад Шалит, произошел в том числе потому, что одинокий танк находился на позиции, и никакая другая сила не наблюдала и не контролировала подступы к нему.

Если рассмотреть десятки случаев, произошедших в Иудее и Самарии за последние 20 лет, когда террористическая ячейка пыталась застать врасплох солдат на позиции, блокпосту или базе, ясно видно следующее: везде, где стояли два или более солдат в одном месте, они становились целью, и легко было застать их врасплох, поразить и скрыться. Тогда как везде, где стояли два солдата на расстоянии 10-20 метров друг от друга, террорист, атаковавший одного, уничтожался его товарищем. Существует два объяснения: вражеская ячейка, подбирающаяся к одной цели, как правило, оказывается открытой для другой силы, прикрывающей. Второе и более важное - тот, кто подвергся внезапному нападению с близкой дистанции, как случилось вчера с экипажем танка, с трудом успевает среагировать. Тот же, кто не подвергнулся нападению, но находится в визуальном контакте, может действовать эффективно.

На оперативном уровне из опыта войн, которые велись на протяжении всего XXI века, что везде, где наши силы находятся вплотную к враждебному населению, там же находятся и террористы. Нельзя отделить террористов от населения, а когда есть боевики, будут и теракты. Предыдущий начальник генштаба Герци Халеви это понял и потому придерживался тактики рейдов, то есть атаки на ряд целей с последующим полным отходом. Проблема в том, что когда ты отходишь, террористы возвращаются на то же место, и отсюда возникает необходимость захватывать во второй, третий и четвертый раз те же самые районы - Саджая, Джебалия, Бейт-Ханун и другие. В каждой такой атаке нашим силам приходилось снова и снова платить "плату за вход". Нынешний начальник генштаба предпочитает поэтому захватывать территорию и оставаться на ней, но это приводит к созданию статичных постов, которые относительно легко застать врасплох.

Вывод прост, и автор говорит об этом с первой недели: единственный путь создать реальное давление на руководство ХАМАС - это отобрать у него территорию, но также обеспечить, чтобы на этой территории совсем не было населения. На этой основе была предложена "программа генералов" еще в декабре 2023, программа, которая могла бы привести к тому, что треть территории сектора Газа, весь район к северу от оси Нецарим, была бы полностью свободна от населения, при этом сам коридор Нецарим был бы шириной 4 километра, что предотвращало бы любое перемещение палестинцев с юга на север. Другого способа создать эффективное давление с одной стороны и реальность, где нет риска для наших сил, с другой стороны, не существует.

Читайте также

Третий уровень, о котором стоит говорить, - это стратегический или политический. Захват города Газа, где до сих пор находятся около 900 тысяч жителей, приведет к множеству терактов наподобие трагического инцидента вчера и не приведет к капитуляции ХАМАСа. Нет никакого постоянного или временного лидера ХАМАСа, который капитулировал бы официально или согласился бы, чтобы организация сложила оружие. Организация, лидеры которой готовы пожертвовать жизнями двух миллионов граждан ради достижения священной религиозной цели - разрушения "сионистского образования", - не пойдет на безоговорочную капитуляцию.

В этой ситуации правильно сделать одно из двух: первая возможность - согласиться на сделку, частичную или полную, завершить войну и вернуть, по возможности, всех заложников, и 20 из них живыми. Вторая и предпочтительная возможность - принять предложение президента Египта ас-Сиси полугодовой давности. Согласно этому предложению, арабские государства во главе с Египтом создадут новую администрацию в секторе Газа и будут ответственны за его восстановление.

Вопреки другим оценкам, я считаю, что окончание войны не приведет к тому, что ХАМАС снова начнет пополнять свои арсеналы. Эта тема заслуживает отдельной статьи, но важно понять одну вещь: пока война продолжается, все население Газы занимается одним - выживанием. Когда война закончится и все поймут, что сектор Газа разрушен до основания, население начнет требовать от ХАМАСа ответов, точно так же, как это происходит с "Хизбаллой" в Ливане.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке