Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+31+25
Иерусалим
+29+18

Мнения

А
А

Антиизраильская гидра

И вывод о фабрикации данных в отчете USAID, и новый отчет FRC были проигнорированы как чиновниками ООН, так и большинством СМИ.

Григорий Хавин
04.09.2025
Источник:Лехаим
Пропалестинская демонстрация у посольства Израиля, Лондон, 22 августа 2025 года. Фото: Getty Images / Guy Smallman

Говоря о войне, которую Израиль ведет сейчас на нескольких фронтах, Биньямин Нетаниягу образно описал ее как борьбу со спрутоподобным монстром. Щупальца спрута - это ХАМАС, "Хизбалла", хуситы. А головой монстра, по словам Нетаниягу, является Иран. Чтобы победить, необходимо не просто отрубить спруту щупальца, а разобраться с его головой.

Но думается, что монстр, с которым имеет дело Израиль, скорее напоминает Лернейскую гидру. В греческой мифологии это ядовитое чудовище со множеством голов - в разных вариантах мифа о Геракле у гидры их 7, 9, 50 или даже 100. Пока центральная, бессмертная голова остается на шее, остальные можно рубить сколько угодно - на месте отрубленной тут же вырастает несколько новых.

В недавнем интервью подкастеру Патрику Бет‑Давиду Нетаниягу сказал: если бы в 2023 году президентом США был Дональд Трамп, "атака ХАМАСа 7 октября, вероятно, не состоялась бы". Иран, по его словам, "вел бы себя осторожнее". В дополнение к этому Нетаниягу упомянул и последовавшие "разногласия" с администрацией Байдена, которые осложнили ситуацию, затруднили и затянули войну с ХАМАСом.

Действительно, по природе вещей действие вызывает противодействие. Это справедливо и в отношении политических процессов. Учитывая начавшийся при первой администрации Трампа процесс нормализации на Ближнем Востоке, следовало ожидать противодействия Ирана возможному присоединению к Соглашениям Авраама Саудовской Аравии. Резня 7 октября была актом такого противодействия: она должна была спровоцировать мощную реакцию Израиля, ужаснуть мир, прежде всего арабский, в результате чего Саудовская Аравия никак не смогла бы пойти на нормализацию с кровавым израильским режимом.

Вряд ли, однако, иранскую голову гидры можно считать единственной. Ведь само установление режима аятолл в Иране, которому предшествовало свержение шаха, происходило при внешней поддержке, имело целью положить конец слишком многообещающему сотрудничеству Израиля и Ирана и в дальнейшем выполнять функцию сдерживания Израиля для поддержания старого доброго колониального порядка в регионе. Что, собственно, "иранская голова" с тех пор и пытается настойчиво осуществлять, не заботясь о собственном благополучии и выживании, руководствуясь в этом радикальной религиозной догмой.

Радикальная догма, кстати, исключительно удобна, поскольку гарантирует, что возложенная на ее адептов функция по "борьбе с сионистским образованием" будет выполняться неукоснительно при любых обстоятельствах. Выживание "головного отростка" не имеет значения для общего благополучия организма, вместо этой головы запросто вырастет несколько новых. Регион в этом смысле плодородный.

Когда Израиль лишил агентство ООН БАПОР монопольной привилегии заниматься "гуманитарной помощью" в Газе, вряд ли можно было ожидать, что огромная армия коррумпированных чиновников, международных бюрократов, десятилетиями высасывающих из "управляемого кризиса" на Ближнем Востоке миллиарды долларов, делающих на этом баснословную карьеру и зарабатывающих политический капитал для себя и своих патронов, утрет сопли и покорно сложит руки. Разумеется, последовала реакция.

Военные успехи Израиля при поддержке администрации Трампа, особенно в свете угрозы режиму аятолл, вызывают настолько сильную панику в заинтересованных политических кругах, что она периодически выплескивается в СМИ. Так произошло на фоне ударов по ядерным объектам Ирана, когда прогрессивные журналисты, вроде бы выступавшие за гражданские свободы в Иране и против мракобесия, вдруг забили тревогу, что сионисты протянули лапу за иранской нефтью.

Эта реакция представляла собой массированное, скоординированное политическое, пропагандистское, квазисудебное давление на Израиль параллельно с разжиганием и нагнетанием антисемитской истерии в мире. А целью является реставрация системы контроля над "процессами урегулирования" на Ближнем Востоке.

Вернемся ненадолго к мифологии. Вообще мифы чрезвычайно полезны в политике: они не требуют подтверждения, существуют как некая безусловная истина. Укорененные в массовом сознании, мифы подменяют реальность, нивелируют факты, позволяют легко манипулировать общественным мнением.

В последние месяцы самым востребованным обвинением в адрес Израиля со стороны миролюбивого прогрессивного мирового сообщества стало обвинение в геноциде населения Газы посредством организации там голодомора. Фотографии опухших от голода детей под душераздирающими заголовками опубликовали New York Times, Guardian, CNN и BBC. Когда выяснилось, что специально отобранные и сфотографированные репортерами дети‑инвалиды страдают не от голода, а от тяжелых генетических заболеваний, это никого не смутило. Журнал New Yorker написал, что больные дети не могут от голода выздороветь. Кампания продолжилась в том же духе.

Миф о том, что евреи хотят уморить, в том числе голодом, ненужное им население других стран, бытует давно. В средние века евреи уничтожали посевы, морили свиней, отравляли колодцы и сами употребляли в пищу кровь нееврейских детей.

Обвинения в целенаправленной организации голода в Газе звучат на протяжении всех 20 лет после ухода оттуда Израиля. Газа, фактически ставшая тем самым палестинским государством, к созданию которого призывают радетели мира на Ближнем Востоке, тут же была объявлена "тюрьмой под открытым небом", где по коварному плану Израиля организован был голод, от которого населению вот‑вот грозило вымирание. Вымирания не происходило, наоборот, население стабильно прирастало хорошими темпами.

В апреле 2024 года директор Агентства по международному развитию (USAID) Саманта Пауэр заявила Конгрессу США о наступлении голода в Газе. Пауэр ссылалась на экспертный отчет, опубликованный независимым, аффилированным с ООН экспертным органом со сложным названием Integrated Food Security Phase Classification Global Initiative (IPC) ("Глобальная инициатива интегрированной фазовой классификации продовольственной безопасности").

IPC является признанным экспертом по анализу продовольственной безопасности. Ее отчеты считаются объективными, непредвзятыми, а эксперты - устойчивыми к политическому давлению. Это особенно важно в условиях войн, сопровождающихся массированной пропагандистской кампанией.

Сотрудники IPC неоднократно подвергались давлению и запугиванию со стороны правительств, желавших исказить данные о ситуации с продовольствием в своих странах для манипуляции общественным мнением, как происходило, например, в Йемене.

Согласно официально принятым критериям, голод объявляется в той или иной стране, когда данные IPC показывают, что 20% домохозяйств не имеют продовольствия, 30% детей не получают достаточного питания, а 2 человека из 10 000 ежедневно умирают от недоедания.

За 20 лет деятельности IPC было объявлено о 4 случаях голода в мире: в Сомали в 2011 году, в Южном Судане в 2017 и 2020 годах, в Судане в 2024 году. Якобы подтвержденный голод в Газе, о котором Пауэр заявила Конгрессу, был бы катастрофой исторического масштаба, первым объявленным голодом за пределами Африки.

Между тем, отчет IPC, на который ссылалась в своем заявлении Пауэр, не содержал никаких данных о якобы имеющем место голоде в Газе. В отчете моделировались различные сценарии и приводились расчеты гипотетического развития событий при наличии гипотетических же факторов.

После сенсационного, но, как оказалось, не слишком обоснованного заявления Пауэр в Конгрессе USAID, для подкрепления, опубликовало собственный анализ ситуации, в котором утверждалось о наступлении голода в Газе. Ввиду чрезвычайной серьезности ситуации, о которой заявляло USAID, в процесс вынужденно включился международный экспертный орган под названием Famine Review Committee (FRC), "Комитет по рассмотрению вопроса голода".

Функция FRC - проверка и окончательная верификация выводов экспертов IPC. FRC полностью отверг отчет USAID, назвав его выводы неподтвержденными фактически.

Согласно анализу FRC, в своем отчете USAID не учитывает 82% поступающего жителям Газы продовольствия, которое было передано ООН. В частности, USAID в отчете не указало 940 тонн муки, сахара и дрожжей, переданных ООН хлебопекарням в северной Газе, достаточных для выпечки 1 400 тонн хлеба. Также отчет USAID не учел доставки продовольствия в Газу, осуществляемые грузовиками на склады, принадлежащие частным компаниям, - это еще около 10% поставок.

В ответ на запрос о том, почему основное количество поступившего в Газу продовольствия не учтено в анализе, USAID заявило, что выпеченный из этой муки хлеб был продан, а не раздавался бесплатно, поэтому его учитывать не следует.

Таким образом, отчет USAID был полностью сфабрикован, и реальное количество продовольствия, поступившего в северную Газу, было в 10 раз больше, чем указанное в отчете. К таким выводам пришел FRC.

По итогам опровержения данных и выводов отчета, опубликованного USAID, FRC выпустил самостоятельный отчет с выводом о том, что "имеющиеся данные не указывают на то, что в Газе в настоящее время имеет место голод".

Однако и вывод о фабрикации данных в отчете USAID, и новый отчет FRC были проигнорированы или специально замолчаны как официальными лицами, в том числе чиновниками ООН, которым в первую очередь предназначены отчеты экспертов IPC и FRC, так и большинством СМИ. Наоборот, 11 чиновников ООН во главе с Майклом Фахри, спецдокладчиком ООН по "праву на продовольствие", сообщили о "намеренной и тщательно организованной кампании Израиля, которая привела к повсеместному голоду в Газе".

Заявление Фахри было опровергнуто в ряде СМИ, но опровержение в целом прошло незамеченным в отличие от самого ложного заявления. Ресурс USAID и ООН оказался несопоставимо мощнее.

С другой стороны, отчеты FRC никто специально не скрывал, они общедоступны. Но парадокс нашего времени состоит в том, что при широкой доступности информации она не заинтересует общественное мнение, если не входит ингредиентом в легко усваиваемую взвесь из пропагандистских клише и мифологем. Тем более если факты идут вразрез с "правдой" мифа. Как удачно оговорился однажды Джо Байден, "я предпочитаю правду фактам" ("I choose thruth over facts").

К примеру, тот же FRC в августе 2024 года сообщил о подтвержденном голоде в пяти регионах Судана. Сообщение было проигнорировано СМИ, и прогрессивное общественное мнение этого просто не заметило.

Между тем, основываясь на сфабрикованных данных отчета USAID, агентство Рейтер создало для своей аудитории увлекательный материал с элементами мультипликации, где изображены стадии истощения палестинского ребенка. Реагируя на отчет USAID, CNN сообщила о том, что "дети умирают на руках у родителей в ширящемся в Газе голоде". New Yorker опубликовал серию материалов о голоде в Газе, в которых упоминался (!) авторитетный экспертный отчет FRC, но которые не приводили данных и выводов этого отчета и ему противоречили.

В январе 2025 года указом Трампа деятельность USAID была приостановлена. Сохранившиеся направления деятельности агентства переданы под патронаж Госдепартамента, фактическим директором USAID стал госсекретарь Марко Рубио.

Саманта Пауэр, первой из официальных лиц США заявившая о голоде в Газе, ушла в оппозицию антидемократическому режиму. До того, как стать директором USAID, Пауэр представляла США в ООН.

Будучи гражданкой Ирландии, она стала одной из самых влиятельных дам при администрации Барака Обамы. Журнал Times называл ее "новым голосом совести элиты внешней политики США". Журнал New Yorker писал о ней восхищенные статьи. Помнится, в одной из них рассказывалось о принципиальности и добросовестности Пауэр: Барак Обама, как‑то обходя Белый дом, позвал ее поиграть с ним в баскетбол, но Пауэр не смогла позволить себе уйти с рабочего места до окончания рабочего дня и отказала Обаме. История в духе рассказов о первых коммунистах для советских младших школьников. Саманта Пауэр - совесть и лицо демократии и прогресса, то есть международный политбюрократ самого высшего разряда. Пауэр ("власть") - это не псевдоним, кстати.

В июле 2025 года USAID выпустило новый отчет. В свете задач, поставленных президентом Трампом по искоренению коррупции и финансовых злоупотреблений, отчет посвящен растратам, коррупции и злоупотреблениям в сфере распределения гуманитарной помощи в Газе.

Согласно отчету, с октября 2023‑го по май 2025 года Бюро по гуманитарной помощи USAID получило 156 сообщений о коррупции, растратах, воровстве и злоупотреблениях при распределении гуманитарной помощи в Газе на общую сумму 4,6 млн долларов. Ключевым в отчете было, однако, не это. Действительной целью было сообщить, что "во всех 156 случаях наши партнеры в своих отчетах об инцидентах не предоставили информацию по своим сообщениям о причастности подсанкционных организаций и международных террористических организаций к инцидентам".

Проще говоря, за два года USAID получило 156 сообщений от партнеров о воровстве гуманитарной помощи ХАМАСом и о связанной с этим коррупции.

По новому запросу USAID организации‑партнеры USAID по распределению помощи в Газе не рассказали ничего нового об инцидентах, о которых сообщали ранее, поскольку, надо думать, расследование таких инцидентов не входит в их компетенцию. Кроме того, организации, работающие в Газе, крайне неохотно сообщают об инцидентах, связанных с ХАМАСом, поскольку, в случае утечки информации, это влечет за собой месть в виде физической расправы над их сотрудниками. Об этом неоднократно заявляли работники таких организаций, и чиновники USAID хорошо осведомлены о ситуации.

Откликнувшись на этот отчет USAID, агентство Рейтер и CNN сообщили, что "не было обнаружено систематического воровства гуманитарной помощи военизированной организацией ХАМАС". ABC сообщила, что "USAID не удалось найти никаких фактов того, что ХАМАС занимается широкомасштабным перераспределением помощи".

Комментируя сообщение агентства Рейтер по отчету USAID, неназванный чиновник Госдепартамента сообщил изданию Free Press, что "на самых высоких уровнях администрации USAID никто не видел этого отчета <…> Он был тщательно и намеренно сфабрикован и специально распространен, чтобы посеять ложный нарратив".

1 августа член‑основатель политбюро ХАМАС Иззат аль‑Ришк заявил, что обвинения ХАМАСа в воровстве гуманитарной помощи "были недавно развенчаны внутренним расследованием, проведенным USAID": "Мы решительно осуждаем повторение президентом Трампом израильских инсинуаций и лжи, обвинений ХАМАСа в якобы воровстве и продаже гуманитарной помощи в Газе".

Между тем, Офис генерального инспектора (OIG) USAID, внутренний надзорный орган агентства, 30 июля сообщал Конгрессу США, что "располагает достоверными данными о вмешательстве, препятствовании распределению и воровстве ХАМАСом гуманитарной помощи в Газе, а также о контрабанде грузов в Газу под видом гуманитарной помощи".

По этим данным будет проведено расследование. Оно специально сосредоточится на инцидентах, когда ХАМАС "руководил движением грузовиков с гуманитарной помощью ООН" и "обеспечивал доставку грузов напрямую руководителям ХАМАСа", по сообщению вашингтонского издания Free Beacon.

По данным самой ООН, в период с 19 мая по 5 августа 88% грузовиков с гуманитарной помощью было ограблено либо "вооруженными группами", либо "голодными людьми".

После закрытия офисов агентства ООН БАПОР в Газе распределением гуманитарной помощи занимается управляемая американцами при поддержке Израиля организация Гуманитарный фонд Газы (GHF). Организация эта, в отличие от агентства ООН БАПОР, рассматривается ХАМАСом как непосредственная угроза его власти. Поэтому на пунктах выдачи помощи постоянно происходят вооруженные инциденты, убийства работников организации и запугивание людей, пытающихся получить там продовольствие. Тем не менее, американцы сообщают о более чем 90 млн порций еды, переданных напрямую жителям Газы.

Закономерно против присутствия в Газе GHF выступает ООН: "Деятельность GHF, которая должна спасать жизни людей, сама ведет к массовым жертвам. Это чудовищно. Этому пора положить конец".

ООН полагает, что спасать жизни людей в Газе может только ООН. Это слишком прибыльный бизнес, чтобы отдавать его каким‑то выскочкам.

Также интересен тот факт, что одним из требований ХАМАСа для заключения соглашения о прекращении огня с Израилем является уход GHF из Газы.

Думается, картина ясна. Не будет ни домыслом, ни преувеличением констатация факта: ХАМАС, ООН, USAID и обслуживающие эти организации СМИ действуют скоординировано. Причем нельзя сказать, что ХАМАСу просто предоставляется политическая и пропагандистская поддержка. Скорее имеет место такая координация, когда ХАМАС выполняет задачи, поставленные перед ним тем или иным международным агентством.

Целей у такого плотного сотрудничества несколько. Очевидны следующие: контроль за огромными финансовыми потоками, направляемыми в регион, а также политическое и экономическое сдерживание Израиля. Все большую роль в ряде стран приобретает и антиизраильская риторика как инструмент консолидации поддержки избирателей‑мусульман, которые в силу религиозных традиций отдаляются от правящей "прогрессивной" политбюрократии.

Читайте также

Сам по себе голод в Газе вряд ли интересует тех, кто о нем заявляет. Сложная гуманитарная ситуация намеренно усугубляется ХАМАСом, без оглядки на масштабы страданий собственного населения, для создания пропагандистской картинки и сохранения контроля в Газе. Это также делается в тесной координации с упомянутыми международными акторами.

В недавнем интервью журналисту The Wall Street Journal Элиоту Кауфману министр иностранных дел Израиля Гидеон Саар сказал: "Мы изменили все стратегическое уравнение на Ближнем Востоке <…> Мы не подвергнем риску реальные интересы в обмен на временное затишье и хороший пиар".

Думается, дипломатам нужно смотреть вперед, чтобы не быть застигнутыми врасплох появлением очередной головы гидры на месте недавно отрубленной.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке