Смотрите, что я нашла.
Исследование, опубликованное 11 октября 2023 года - всего через четыре дня после 7 октября.
Компания Cyabra (можете загуглить, кто они, если коротко, в конце текста дам сноску по их профилю) выяснила, что в первые дни войны в Газе (с 7 по 9 октября) из 162 тысяч профилей, обсуждавших войну, 25% оказались фейковыми. Это примерно 40 тысяч аккаунтов.
Почему это важно? Например, авторитетное издание The Lancet недавно опубликовало исследование о достоверности цифр жертв в Газе. Оно опиралось на данные Минздрава Газы (ХАМАС) и на анализ личных аккаунтов в соцсетях.
Если хотите покритиковать или усомниться в исследовании Cyabra, вот ссылка.
А пока основные выводы Cyabra:
• За два дня фейковые аккаунты опубликовали более 312,000 прохамасовских сообщений, некоторые - сотни постов в сутки.
• Совокупный охват - более 531 млн просмотров и 371,000 взаимодействий (и это все за 4 дня).
• Использовались произраильские хештеги и грамотная оптимизация для увеличения вирусности.
• Аккаунты были созданы задолго до войны, но активировались именно 7 октября.
Вывод исследователей: действия были спланированы заранее, хорошо организованы и направлены на создание положительного имиджа ХАМАСа через масштабные информационные вбросы.
Для баланса я искала данные о произраильских фейковых аккаунтах. Около полутора лет назад была новость о том, что выявили израильскую "фабрику ботов" - компания Stoic. По данным Meta, она создала 542 фейковых аккаунта в Facebook и Instagram и чуть более 160 - в Twitter. Не тысячи.
Если знаете о других случаях - делитесь в комментариях.
Но для меня важнее другое: в исследовании The Lancet нет ни одного пункта о проверке подлинности этих аккаунтов. При этом именно на основе таких постов и сообщений там делались выводы о числе жертв.
И последнее. Если только за первые дни после 7 октября было активировано более 40 тыс. фейковых аккаунтов, то сколько их появилось за 670 дней войны?
Читайте также
Update
Cyabra (для тех, кому лень гуглить)
Израильская компания в области кибербезопасности.
В 2024 году в ее совет директоров вступил Майк Помпео.
В 2025 году получила награду Frost & Sullivan North American Technology Innovation Leadership Award за инновации в обнаружении дезинформации.
Использовалась Илоном Маском для анализа фейковых аккаунтов на Twitter перед его покупкой.