Все уже обсудили расследование Дэвида Кольера: снимок умирающего от голода ребенка оказался немножко не тем, за что его выдавали журналисты "Нью-Йорк Таймс" и других почтенных изданий. Представить младенца с набором генетических заболеваний как жертву израильской агрессии - шаг, вполне достойный Маргариты Симоньян (или кто там первым растиражировал историю о "мальчике в трусиках").
Но мне интересно другое. Как реагируют мои многочисленные правозащитные друзья, которые - ничтоже сумняшеся - репостнули фото и потребовали агрессора к ответу. Признал ли кто-то из них, что был неправ? Что это фото - пример сознательной дезинформации, а они - вовсе не защитники прав голодающих и не больная совесть мира? Разумеется, нет.
Для этого в распоряжении диванных полуправозащитников есть четыре проверенных риторических хода. Первые три - универсальны. Четвертый - довольно специфичен для российской оппозиционной тусовки.
Итак, три первых реакции ниже на фото. Типичный диалог. Майкл Раппопорт публикует расследование Кольера. Ему тут же прилетает:
1) "Тебе заплатили". В американском публичном дискурсе этот аргумент почти всегда сопровождается ссылкой на демонический Айпак - тайное и всемогущее израильское лобби в США.
2) "А, то есть они не морят там детей голодом, да?". Этот риторический девайс куда интереснее, чем кажется на первый взгляд. За ним стоит убеждение, которое в итоге и похоронило правозащитный журнализм: "Какая разница, что это фото - фейк? Ведь все мы знаем правду! Нужно сделать ее общим знанием, неважно какими средствами. В борьбе с мировым злом все меры хороши".
3) "Ты лишенная эмпатии мразь". (Несколько вольный перевод, но смысл тот же).
Читайте также
Четвертого девайса в этом треде нет. Однако вы легко найдете его на просторах русскоязычного фейсбука:
4) "Да-да, вот и российские власти говорят, что Бучи не было, а все фото - постановочные". И что бы вы на это ни ответили, вы услышите в ответ: "Конечно, конечно! Это другое!".
Та легкость, с которой сегодня русскоязычные левозащитники используют старый мем "Вы не понимаете, это другое!" меня искренне восхищает. Потому что этот мем изначально был придуман против них. Именно им пять лет назад была адресована эта фраза. Но о ней мы поговорим отдельно.