Во время слушаний, прошедших в Конгрессе около двух месяцев назад, государственный секретарь Марко Рубио должен был объяснить решение президента Дональда Трампа снять санкции с Сирии. Это произошло через несколько дней после исторической встречи Трампа с президентом Ахмедом Аш-Шараа в Эр-Рияде, которая ознаменовала собой открытие новой страницы в отношениях между Дамаском и Вашингтоном и возродила надежду на лучшее будущее для Сирии.
"По нашим оценкам, учитывая вызовы, стоящие перед временным правительством, оно находится всего в нескольких неделях, а не месяцах, от возможного краха и полномасштабной гражданской войны, которая приведет фактически к распаду страны", - предупредил Рубио, обосновывая данный шаг.
Лишь в начале того месяца произошли серьезные столкновения между друзами и сторонниками нового режима в пригородах Дамаска и в Эс-Сувейде. Они были остановлены после израильского вмешательства. В марте были убиты сотни алавитов - представителей общины свергнутого диктатора Башара Асада - сторонниками власти в Дамаске. Аш-Шараа пообещал наказать виновных, но этого до сих пор не произошло.
Межобщинная напряженность подспудно тлела до начала недели, когда на этот раз в Эс-Сувейде вспыхнули столкновения между бедуинскими племенами и друзами. Все началось с небольшого инцидента - похищения друзского торговца бедуинами - и быстро выпустило межобщинного джинна из бутылки.
Жестокие акты насилия в Эс-Сувейде включали весь спектр зверств, обрушившихся на Сирию с начала гражданской войны в 2011 году: казни гражданских, иногда целых семей, изнасилования, поджоги домов и мародерство. Хотя диктатора Башара Асада в Сирии больше нет, жестокость и ненависть остались прежними.
Несмотря на отдельные оценки, прозвучавшие в Израиле, похоже, что это не была резня, спланированная властями, а стремительное обострение ситуации на местах, как уже случалось прежде. Новые сирийские силовые структуры все еще ведут себя как неорганизованные повстанческие отряды, и часть из них придерживается джихадистской идеологии, направленной против несуннитских меньшинств в Сирии - друзов, алавитов, христиан и курдов.
Аш-Шараа, который с трудом контролирует ситуацию в районе Джебель-Друз и других частях Сирии, высказался впервые лишь после того, как было достигнуто прекращение огня по завершении суток, в течение которых Израиль пошел на радикальные шаги по отношению к его режиму. Бомбардировка сирийского генерального штаба в Дамаске стала неожиданностью для многих, и США настояли на том, чтобы приостановить дальнейшую эскалацию.
Некоторые в Израиле призывали "идти до конца" и ликвидировать Аш-Шараа, но он пользуется поддержкой администрации Трампа, которая считает его способным объединить Сирию. Турция, важнейший союзник нового режима в Дамаске, также выступила посредником между сторонами, несмотря на натянутые отношения с Израилем в последние годы.
Согласно сообщению агентства Reuters, сирийское руководство полагало, что у него есть "зеленый свет" от США и Израиля на ввод войск в Эс-Сувейду. По этим сведениям, Дамаск в значительной степени опирался на высказывания спецпосланника Тома Барака, неоднократно заявлявшего о необходимости "единого государства", а не автономий для меньшинств.
Один из сирийских военных источников утверждал, что представители США не отреагировали, когда Дамаск уведомил их о намерении выдвинуться на юг, и потому в Дамаске расценили это как молчаливое согласие, предполагая, что Израиль, с которым ведутся негласные переговоры, не вмешается. Они ошиблись.
Последние события в Эс-Сувейде ставят под сомнение возможность серьезных соглашений между Израилем и Сирией, помимо прекращения огня. Власти возложили ответственность на "внешнее вмешательство", которое, по их утверждению, исходило от определенных кругов среди друзов, и взаимное недоверие между Иерусалимом и Дамаском, по всей видимости, только усилится. Американцы, вовлеченные в посреднические усилия, не утратили надежду, но, вопреки заявлениям госсекретаря Рубио, столкновения между друзами, бедуинами и другими суннитскими силами не были "недоразумением".
Корни конфликта в том, во что превратится Сирия после эпохи Асада и какое место в ней займут многочисленные этнические группы. Этот вопрос не решен, а лишь временно отложен. Поэтому каждый локальный конфликт потенциально может перерасти в межобщинную вспышку, которую режим Аш-Шараа будет с трудом сдерживать.
Читайте также
Помимо друзов, алавитов и христиан, остается нерешенной и курдская проблема. Курдские силы, которые вместе с американской коалицией разгромили ИГИЛ, пока не спешат полностью интегрироваться в новую армию, но давление на них усиливается: как со стороны США, так и со стороны Турции, достигшей исторических договоренностей с курдской подпольной организацией (PKK) о ее разоружении.
И пока США сокращают свое присутствие в стране, курды предупреждают, что ИГИЛ использует возникший вакуум в сфере безопасности. Эта террористическая организация вербует разочарованных джихадистов из числа бойцов, которых ранее возглавлял Аш-Шараа в качестве командира повстанцев, когда он был известен под именем Мохаммад аль-Джулани. ИГИЛ процветает в расколотых странах со слабой центральной властью и, возможно, уже скоро попытается вновь поднять голову в Сирии.
Таким образом, даже несмотря на то что Иран и "Хизбалла" ушли, а позиции России в Сирии ослабли, беды страны не закончились. США, Турция и страны Персидского залива уже присматриваются к инвестициям в Сирию, и находятся те, кто мечтает о историческом мире с Израилем. Но прежде Аш-Шараа должен разобраться с внутренними проблемами - иначе его страна рискует погрузиться в очередное ужасное кровопролитие.
Источник: Walla