Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+30+25
Иерусалим
+29+19

Мнения

А
А

Еврей - другой. Его не жалко

Все раздражение своей страной, ее колониальным прошлым, ее невразумительным настоящим, ее истинными и мнимыми грехами обращают на другого.

05.07.2025
Пропалестинская демонстрация, Лондон, 21 июня 2025 года. Фото: Getty Images / Chesnot

Предположим, что главный грех западного мира - это действительно колониализм. Есть доля правды в этом утверждении, достаточно вспомнить ужасы, которые Бельгия творила с местным населением в Конго, или Франция в Тунисе, или Англия в Австралии.

С тех прошло не так уж много времени - от шестидесяти лет до двухсот. Если жители Британии, Австралии, Канады так мучимы виной за свое колониальное прошлое, они вполне могут собрать чемоданы и вернуться на свои исторические родины - в Италию, в Англию, в Ирландию. Если подобной виной мучимы жители Франции или Бельгии, они вполне могут отправиться в Конго или в Алжир и попробовать искупить свою вину - там еще живы люди, которые детьми застали колониальный режим.

Но почему-то они этого не делают. Ни одному из студентов, протестующих в североамериканских кампусах, не приходит в голову убраться восвояси в добрую старую Европу. Ни одному европейскому поклоннику интифады не приходит в голову поехать в Конго и поработать на медных рудниках.

Намного проще кричать про интифаду, реку и море (не всегда понимая, что именно это значит), бегать по кампусу, замотавшись в клетчатый шарф, и заливать бетоном университетские туалеты в знак протеста.

Намного проще все раздражение своей страной, ее колониальным прошлым, ее невразумительным настоящим, ее истинными и мнимыми грехами обратить на кого-то другого. Использовать проекцию, перенос смыслов, зеркало. Создать отрицательный образ, на фоне которого можно сказать: мы не такие, мы хорошие, светлые, добрые. Плохие - это они, другие. Другой - значит не такой как мы, не наш, не "я". Другого можно безопасно обвинить во всех смертных грехах и не чувствовать, что ты обязан разделить вину.

Такое проекцией для мира всегда служили евреи. Они были другими по определению: живя в сердце христианского или мусульманского мира, веками отказывались сменить веру, цеплялись за свою угрюмую суровую древнюю религию, не поддавались ассимиляции. К тому же евреи и сами по себе такие разнообразные, что обвинить их можно в чем угодно.

Читайте также

Если ты религиозен, то евреев можно обвинить в том, что распяли Бога. Если ты атеист, то евреи виноваты в том, что до сих соблюдают религиозные традиции и позволяют ортодоксальным фанатикам сесть себе на шею. Если ты левый, евреев можно обвинить в том, что они геноцидальные колонисты. Если ты правый, их можно обвинить в том, что стояли у истоков современного левого движения. Если ты экологический активист, можно заявить, что именно еврейские промышленники, основатели многих западных корпораций, виноваты в том, что тают айсберги и растет озоновая дыра. Если ты не веришь в климатический апокалипсис, можно обвинить евреев в том, что именно они его придумали. Если ты социалист, то евреи - отвратительные капиталисты. Если ты капиталист, то они - отвратительные социалисты.

Самое интересное в том, что во всех этих обвинениях есть доля правды. Были еврейские философы, и были еврейские промышленники, и они наверняка совершали ошибки, как с неизбежностью совершает их любой, кто хоть что-то делает. Чего проще - выдернуть их из контекста истории, отделить от других философов, от других промышленников, уцепиться за них и закричать - вот, видите.

Видим. В отличие от наших обвинителей, когда мы глядим в зеркало, мы всегда видим в нем себя. Проблема в том, что, когда они глядят в зеркало, они тоже видят в нем нас. Так зеркало ли это? Или просто картинка, игра воображения, с действительностью ничего общего не имеющая?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке