Знакомый из сектора прислал мне на днях сообщение, что через неделю у них не будет еды. Он презирает ХАМАС, хочет, чтобы тот исчез навсегда, и хотя строки его терпеливы и вежливы, но правду жизни трудно скрыть. Солдаты ЦАХАЛа ворвались однажды в его дом и увезли в Рафиах. Кто-то вроде него, кто до 7 октября 2023 года имел доход в 2 тысячи шекелей в месяц и как-то справлялся с нуждой, теперь с трудом может купить мешок муки. Ее очень трудно достать в секторе, а собрать необходимую для покупки сумму еще труднее. Знаете ли вы, что кофе, сваренный на дровах, отличается по вкусу от кофе, приготовленного на газе? Я не пробовал. Но мой знакомый рассказывает, что там, у них, почти нет газа, да и воду достать нелегко.
Его дом частично поврежден, в нем нет электричества. Он состоит в ФАТХе и получает от палестинской администрации чуть больше тысячи шекелей в месяц. Треть этой суммы уходит банку в качестве комиссионных. В Газе все друг друга обманывают: израильтяне палестинцев, а палестинцы своих собратьев. Так выглядит война на выживание.
Я попросил его написать еще. Он сообщил, что в магазинах еще остались консервы, привезенные грузовиками с гуманитарной помощью в период прекращения огня. Правда, их становится все меньше, а цены стремительно растут. Раньше мясные консервы продавались по 2 шекеля, сегодня по 13. Консервированные бобы можно было купить за шекель банка, сегодня просят восемь. Цена килограмма сахара подскочила с 7 до 50 шекелей. Литр масла стоит столько же.
Овощей почти нет, поскольку террористы орудовали в сельскохозяйственных районах, роя туннели. Килограмм помидоров и огурцов продается сегодня за 18 шекелей, баклажаны - по 28, картофеля не найти. Одна сигарета стоит 100 шекелей. Зажигалка также редкий товар и продается по 50 шекелей вместо 50 агорот полгода назад. В аптеках полки пустые, больным трудно раздобыть лекарства.
"У большинства людей нет денег, - пишет мой знакомый, - и они обходятся дешевой едой, например, макаронами. Есть также бесплатные столовые, которые готовят еду для населения на средства спонсоров. Здесь людям дают чечевичный суп или блюда из фасоли, и они сыты".
Прошло два месяца с тех пор, как Израиль закрыл пограничные переходы, и в сектор не поступают продукты питания и товары первой необходимости. Хотя на складах ХАМАСа хранятся некоторые запасы основных товаров, террористы не делятся с населением. "Примерно через две недели, - подсчитал мой собеседник, - мы не сможем ничего купить. Цены вырастут еще больше, а дефицит усилится".
Понятно, почему Абу-Мазен так яростно ругал ХАМАС, сидя перед телевизионными камерами. "Сукины дети", - назвал он их на днях, призывая освободить заложников и положить конец войне. После Израиля Аббас сегодня - самый ярый противник ХАМАСа. За годы, предшествовавшие "черной субботе", он сократил передаваемые сектору бюджеты и решительно отказался мириться с хамасовцами. Через несколько дней после резни он поспешил их осудить, но на протяжении последовавшей войны не скупился на критику в адрес Израиля за масштабы убийств и разрушений в Газе, но именно этого люди от него и ждут. Менее очевиден его отказ предоставить ХАМАСу пространство для маневра, в котором тот так отчаянно нуждается, даже сейчас, когда он истекает кровью под израильскими атаками и пресмыкается у ног Абу-Мазена.
Израильское правительство действительно является главным препятствием на пути к решению проблемы Газы, но у него есть помощник в Рамалле. По собственным причинам, связанным с отношениями между автономией и ХАМАСом, Аббас отвергает любые договоренности, которые позволили бы тому обладать оружием. В той же своей речи он потребовал, чтобы ХАМАС сложил оружие и стал партией. ХАМАС отказывается выполнять его приказы. В ответ он сорвал египетский план, урегулирования, так как Каир стремится создать совместное палестинское правительство ХАМАСа и ПА.
На этой неделе израильские СМИ поспешили процитировать Аббаса, когда он обругал ХАМАС и потребовал, чтобы они стали партией. Ничто не может так исцелить наши раны, раны евреев, как войны арабов между собой. Но ХАМАС не переживает. "Есть в этом что-то подозрительное", - саркастически заметил высокопоставленный представитель ХАМАС Бассем Наим. Абу Мазен снова и снова возлагает на хамасовцев ответственность за гибель стольких людей. Намек ясен - вот кто пособник израильтян.
В менее цитируемых частях своей речи Аббас также сказал вещи, которые неприятны для израильских ушей. По его словам, треть жилых домов в секторе так или иначе пострадали. Погибли 18 тысяч детей и подростков, 12 тысяч женщин. В лагере беженцев в Дженине ЦАХАЛ заставил жителей покинуть свои дома, и 21 тысяча человек осталась без крова.
Хамасовское руководство и военное крыло группировки переживают самые трудные времена с момента своего основания 38 лет назад. Они с трудом сражаются, их ненавидят арабские правительства и унижает ПА. Традиционные спонсоры движения из Турции, стран Персидского залива и Восточной Азии не торопятся с переводом в сектор денег. Каждый день из Газы поступают сообщения о десятках смертей. Некоторые из погибших - террористы, но также есть много мирных жителей, оказавшихся под огнем.
Читайте также
Не имея никаких здравых планов, деятели ХАМАСа цепляются за заложников как за последнее средство, единственное спасение, которое у них осталось. Вместе с Египтом и Катаром ХАМАС сформулировал новое предложение для Израиля: в обмен на освобождение всех заложников - пять лет тишины. Иерусалим, как и ожидалось, презрительно фыркнул. Пять лет, в течение которых ХАМАС восстановит военный потенциал?
Целью мощного военного давления - сломить дух ХАМАСа. Предположим, что это оправдано, но сейчас расплачиваться за это приходится похищенным. Если не их телам, то их израненным душам, которые получают все больше и больше шрамов. Мы думали, что есть предел нашему безразличию, но никакого предела нет. Спустя полтора года после того, как их увезли в сектор, где они проходят ужасные испытания, вместо того чтобы заниматься их возвращением домой, мы относимся к ним, как к не имеющему ценности имуществу.
Министр финансов Бецалель Смотрич признался на днях, что израильские заложники не являются главным приоритетом правительства. Президент США Дональд Трамп, который три месяца назад начал усердно работать над их освобождением, уже остыл. Переговоры заморожены, и нет никаких признаков того, что они вскоре возобновятся.
Безразличие очевидно и по ту сторону забора. Никого особо не волнуют страдания населения Газы. Мой знакомый давно перестал спрашивать, что себе думает международное сообщество и куда подевались рыцари справедливости. Он занят поисками мешка муки. И сигареты.
Джеки Хуги - обозреватель-арабист на армейской радиостанции "Галей-ЦАХАЛ".
Источник: Маарив
Перевод: Яков Зубарев