В британских университетах давно наблюдается тревожный рост антисемитизма, еще более возросший после нападения ХАМАСа на Израиль 7 октября 2023 года. Студенческие общества ряда университетов, включая учреждения группы Рассела, распространяют прохамасовскую пропаганду, что вызывает обеспокоенность у еврейских студентов. Многие из них сообщают о страхе покидать общежития из‑за враждебной атмосферы в кампусах. В качестве реакции Управление по делам студентов Великобритании подчеркивает, что "свобода слова не включает в себя преследование или поддержку террористов". Бывший министр по делам университетов Роберт Халфон осудил проявления антисемитизма, назвав их серьезной проблемой.
На этом фоне в Великобританию прибыла делегация из 35 арабских граждан Израиля - мусульман, христиан и друзов, для участия в беспрецедентной акции протеста против радикализации и антисемитизма в британских университетах. Возглавляет делегацию Юсеф Хаддад, арабский израильтянин, ветеран ЦАХАЛа и генеральный директор организации "Вместе - поручиться друг за друга". Среди участников - Сабин Таса, пережившая резню 7 октября, в которой убили ее мужа и сына. Их присутствие должно способствовать поддержке еврейских студентов и ставить заслон на пути распространения экстремистской риторики в кампусах.
Юсеф Хаддад, арабо‑израильский христианин, родился в Хайфе и вырос в Назарете. В 18 лет добровольно поступил на службу в Армию обороны Израиля, служил в бригаде "Голани". Во время Второй ливанской войны в 2006 году Хаддад получил серьезные ранения: взрывом ракеты "Корнет", выпущенной "Хизбаллой", ему оторвало ступню правой ноги. Ногу удалось восстановить, но ему потребовался год интенсивной реабилитации.
Опыт пережитого побудил Хаддада посвятить себя налаживанию отношений между арабами и евреями в Израиле. В 2018 году он основал организацию "Вместе - поручиться друг за друга" (Together - Vouch for Each Other), целью которой является интеграция арабских граждан в израильское общество через волонтерство, образовательные программы и межкультурные инициативы.
Хаддад активно выступает против движения BDS и антисемитизма, читает лекции по всему миру и участвует в дискуссиях на международных площадках. Он также работает на канале i24NEWS, ведет передачи на арабском и английском языках, пишет колонки для изданий Israel Hayom и The Marker.
Акция протеста, организованная Stop The Hate, Stop The Hate On Campus и Together - Vouch For Each Other, как было заявлено, стремилась "восстановить баланс в дискуссии, искаженной экстремистами", и обеспечить безопасность еврейских студентов в британских университетах. Она также подчеркивала важность голосов арабских израильтян в любых обсуждениях, касающихся Ближнего Востока.
Хаддад отмечает, что ситуация в британских университетах напоминает события в американских кампусах, где антисемитские настроения в результате повлияли на политические процессы. Он выразил обеспокоенность тем, что британская политика может быть "заражена" антисемитизмом, особенно в академической среде. По его словам, иммигранты, приезжающие в Великобританию в поисках лучшей жизни, вместо принятия западных ценностей используют их против самого западного общества, а последнее демонстрирует страх перед критикой и обвинениями в исламофобии и расизме.
Юсеф Хаддад подчеркнул, что экстремисты захватили подобные площадки, поскольку "мирные" голоса в этих дебатах предпочитают не участвовать из‑за враждебной атмосферы. Он лично был вынужден приехать на дебаты с восемью телохранителями из‑за угрозы нападений, которые ранее звучали в его адрес и в США, и в Лондоне. Хаддад отметил иронию ситуации: араба из Израиля, где арабы имеют равные с другими гражданами права, считают живущим в "апартеиде".
Он постоянно критикует Amnesty International за их обвинения в геноциде и апартеиде в адрес Израиля, отмечая некомпетентность тех, кто использует эту терминологию. Хаддад подчеркивает, что такие обвинения игнорируют реальность и способствуют распространению дезинформации о ситуации на Ближнем Востоке.
В ноябре 2024 года в Оксфордском университете состоялись дебаты на тему: "Является ли Израиль государством апартеида, ответственным за геноцид". Среди участников был заявлен Хаддад. В ходе дебатов он подвергся оскорблениям и был удален из зала после конфликта с одним из студентов.
We're very excited we were able to be at the British Parliament for an important historic event.
— יוסף חדאד - Yoseph Haddad (@YosephHaddad) April 2, 2025
This is the first time a large delegation of Arabs from Israel, who openly declare that they're proud to be Arabs and proud to be Israelis, has come to reveal the truth in the… pic.twitter.com/j9bP0S2Fd2
Хаддад подчеркивает, что такие инциденты отражают тревожную тенденцию: подавление произраильских голосов и распространение экстремистских нарративов в академической среде Великобритании .
В ходе дебатов Хаддад выразил недовольство отказом президента Союза предоставить ему возможность высказаться, назвав его "трусом". Он отметил: "Президент здесь такой трус, что не смог принять на своей площадке ни одной иной точки зрения".
Хаддад резко критиковал ХАМАС и всех тех, кто его поддерживает, называя их "террористами" и "пособниками террористов". Он сказал: "Если я говорю "освободите Палестину от ХАМАСа", а вы меня освистываете, то, извините, но вы поддерживаете терроризм". В подтверждение своих слов он привел пример с видео, где палестинец хвастается убийством евреев и использованием телефона жертвы.
Он напомнил о войне 1948 года и разделе Палестины, подчеркивая, что арабские страны не приняли план раздела, в отличие от Израиля. Он также отметил, что с 1948 по 1967 год сектор Газа находился под контролем Египта, но египетские власти не предложили палестинцам создать собственное государство. Юсеф высмеял тех, кто использует лозунг "От реки до моря Палестина будет свободной", предположив, что они даже не знают, о каких реке и море идет речь. Он призвал сначала освободить Палестину от ХАМАСа: "Если вы хотите освободить Палестину, сначала освободите ее от ХАМАСа, от террористов".
Хаддад поделился воспоминаниями о детстве в Хайфе и Назарете, где рос вместе с евреями, христианами, мусульманами и друзами, играя с ними в футбол и отмечая праздники друг друга: "Мы хотели учить и иврит, и арабский, потому что язык сближает".
Юсеф объяснил свое решение добровольно служить в ЦАХАЛе, несмотря на отсутствие такой обязанности для арабских христиан и мусульман, тем, что ЦАХАЛ - это израильские Силы обороны, защищающие всех граждан Израиля: "Когда ХАМАС и иранский режим атакуют Израиль, они атакуют всех граждан, и ЦАХАЛ защищает всех, независимо от их происхождения".
Он рассказал о теракте в ресторане "Максим" в Хайфе в 2003 году, где погибли и пострадали как арабы, так и евреи. Этот инцидент укрепил его решение служить в ЦАХАЛе: "С того момента я понял, что служба в ЦАХАЛе - это не только правильно, но и морально необходимо для защиты моего общества".
Хаддад отметил свой опыт командования еврейскими солдатами в ЦАХАЛе, опровергающий обвинения в апартеиде: "Я, араб, командовал еврейскими солдатами в ЦАХАЛе. Это апартеид?".
Он рассказал о своем ранении во время 2‑й Ливанской войны и о том, как четыре еврейских солдата, рискуя жизнью, вынесли его с поля боя: "Они спасли мою жизнь, рискуя собственными".
Читайте также
Хаддад привел примеры арабов, занимающих высокие посты в Израиле, включая судей, депутатов Кнессета и руководителей банков. Он подчеркнул равные возможности для всех граждан: "Судья Салим Зуан, приговоривший к тюремному заключению еврейского премьер‑министра и президента, арабский депутат Кнессета, критикующий Израиль и получающий зарплату от налогоплательщиков, и араб‑мусульманин Сами, возглавлявший крупнейший банк Израиля". Он также привел в пример арабского футболиста Анана Халаили, ставшего лучшим бомбардиром юношеской сборной Израиля.
Он рассказал о палестинке Ислам Хай, убитой ХАМАСом за отказ предоставить им помощь: "Она была убита более чем 90 пулями за отказ помочь террористам".
Хаддад напомнил и о похищении ХАМАСом арабов‑израильтян Юсефа и Хамзы 7 октября, об их длительном нахождении в заложниках: "Они оставались в плену более 420 дней".
В заключение Хаддад выразил уверенность в том, что Израиль будет существовать, несмотря на попытки его уничтожить: "Вы проиграете - Израиль есть и будет вечно!"