Введение президентом США Дональдом Трампом пошлин на товары практически со всех стран мира вызвало шок — и Ближний Восток не стал исключением.
В некоторых странах логика введенные пошлин вызвала недоумение - как, например, в Израиле, где министр финансов накануне отменил пошлины на товары из США. Однако США все равно ввели тариф в 17%.
Вашингтон заявил, что новые пошлины вводятся по принципу взаимности и учитывают тарифы, "взимаемые с США, включая валютные манипуляции и торговые барьеры" в этих странах.
На самом же деле тарифная ставка Трампа основана не на тарифных и барьерных ставках других стран, а на простой формуле: торговый профицит страны с США, деленный на ее общий экспорт товаров в США. Первым об этом сообщил экономический журналист Джеймс Суровецки.
Этот процент дает так называемую ставку "пошлин, взимаемых с США", предоставляемую Вашингтоном. Для стран, где эта ставка высока, тариф США рассчитывается путем деления ее на два. Страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые попадают в эту категорию, — это Алжир, Ирак, Израиль, Иордания, Ливия, Сирия и Тунис.
Что касается стран, где ставка взимаемых с США пошлин низкая или у них дефицит в торговле с США, то администрация Трампа взимает 10 процентов. Бахрейн, Египет, Иран, Кувейт, Ливан, Мавритания, Марокко, Оман, Катар, Саудовская Аравия, Судан, Турция, ОАЭ и Йемен — все они попадают во вторую категорию.
Ни одной стране не были установлены тарифы ниже базовых 10 процентов.
В результате этого расчета страны Ближнего Востока и Северной Африки порой пострадали неожиданным и маловероятным образом. Но, несмотря на это, некоторые из них надеются воспользоваться хаосом и укрепить свое положение на мировых рынках.
Египет
Египет пострадал всего от 10-процентной тарифной ставки - самого низкого базового уровня, введенного администрацией Трампа.
Египетский экспорт в США никогда не был слишком впечатляющим. Одежда и текстиль составляют 51 процент от общего объема экспорта. Следом идут железо и сталь, которые едва достигают девяти процентов.
Но некоторые эксперты видят в торговой политике Трампа возможности для Египта, который годами пытался стать значимым игроком на рынке низкоквалифицированного производства, но был вытеснен Юго-Восточной Азией.
Поскольку администрация Трампа рассчитывала свою тарифную ставку на основе разницы между тем, сколько товаров США покупают у своих торговых партнеров и продают им, больше всего пострадали как раз дешевые промышленные гиганты. Например, такие страны, как Вьетнам и Камбоджа, получили 46-процентные и 49-процентные тарифы соответственно.
Теперь задача Египта - стать дешевле, чем страны Азии, в низкоквалифицированном производстве (например, швейной промышленности), что в новой экономической реальности не кажется таким уже невозможным.
Иордания
В Иордании ситуация сложнее. В октябре 2000 года она стала первой арабской страной, подписавшей соглашение о свободной торговле с США. Соглашение предусматривает, что большинство иорданских товаров имеют право на беспошлинный ввоз в США. Взамен Иордания исключает США из пошлины на импорт.
Так почему же США заявили, что Иордания взимает с них 40 процентов, и ввели ответную 20-процентную тарифную ставку для Аммана?
Потому что, исходя из формулы, Иордания экспортирует в США значительно больше товаров, чем импортирует. Эти иорданские товары включают одежду, драгоценные камни, металлы и удобрения.
Двусторонняя торговля Иордании с США, которая составляет около 5,4 млрд долларов, ничтожна с точки зрения США, но для Иордании это много, пишет Middle East Eye.
Иорданский руководитель, говоривший с MEE на условиях анонимности, сказал, что даже с 20-процентной тарифной ставкой, введенной в отношении Иордании по сравнению с Китаем и Европейским союзом, Иордания останется конкурентоспособной.
"Все облагаются тарифами. Тарифная ставка Иордании далеко не такая плохая, как в других странах", — сказал он.
"Тариф станет убийственным для иорданских экспортеров, которые проводят тендеры и имеют товары с фиксированной маржой прибыли. Но большинство иорданских экспортеров этого не почувствуют, потому что они просто продают и отправляют с завода. Американский потребитель заплатит более высокую цену".
Страны Персидского залива
Интересно, что страны Персидского залива — одни из крупнейших экспортеров нефти и газа в мире — все имеют более низкую ставку в 10 процентов.
Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и Катар являются крупными экспортерами углеводородов в США. Однако эти страны также импортируют огромное количество товаров из США.
Некоторые из этих стран Персидского залива покупают военные и аэрокосмические товары у США и, следовательно, имеют меньшие торговые излишки с США (а в некоторых случаях даже дефициты).
Но самый низкий уровень пошлин для стран Персидского залива не решает другую проблему: тарифы Трампа будут иметь серьезные последствия для мировой торговли нефтью и, следовательно, для зависимых от нефти экономик.
Тарифы, как правило, снижают рыночный спрос, повышая стоимость потребления и внося неопределенность в будущее, утверждает эксперт Атлантического совета. Тарифы США, вероятно, ослабят мировое потребление, что, в свою очередь, снизит спрос на нефть. В результате цены на нефть снизятся, что нанесет удар по производителям нефти в регионе.
Читайте также
Турция
С Турции Трамп взимает 10-процентный тариф — самый низкий установленный уровень, так как торговые отношения между двумя странами уже достаточно сбалансированы.
Например, Турция зафиксировала только 200 млн долларов профицита в торговле с США в прошлом году, экспортировав товаров на 16,4 млрд долларов и импортировав 16,2 млрд.
А так как Трамп уже ввел 25-процентный тариф на турецкую сталь и алюминий во время своего первого срока, то теперь, когда такие же тарифы применяются ко всем основным производителям стали, турецкая сталь может снова стать конкурентоспособной, сказал вице-президент Джевдет Йылмаз, по сообщению Reuters. Турция входит в десятку крупнейших производителей стали в мире.
Более того, эксперты отмечают, что потенциальная глобальная торговая война, спровоцированная тарифами, может замедлить мировую экономику и привести к снижению цен на нефть, что является позитивным событием для энергозависимых стран, таких как Турция, которая является чистым импортером энергии.
Тарифы могут побудить европейские страны искать более тесное сотрудничество с Турцией, особенно в области оборонного производства, что даст Турции возможность углубить как экономические, так и дипломатические отношения с западными партнерами.
Хотя Турция является частью таможенного союза с ЕС, она не обязана копировать ответные тарифы блока против США, что дает Анкаре некоторую гибкость в ее торговой политике.