Пока она смотрела каскад, казалось бы, противоречивых новостных сообщений о трех самых известных израильских заложниках, Ноам Нисим не знала, что думать, пишет журналистка JTA Дебора Данан.
Сначала популярная израильская новостная программа опубликовала в своем аккаунте в социальных сетях известие о том, что семья Бибас получила официальное сообщение о том, что их родственники - Шири и ее дети Кфир и Ариэль - погибли в плену. Новости, казалось, подтверждали заявление ХАМАСа о том, что тела матери и двух маленьких мальчиков будут возвращены Израилю 20 февраля. Затем пост был удален.
Примерно в то же время родственники семьи Бибас выступили с заявлением о том, что они на самом деле не получили подтверждения о судьбе трех заложников. Заявление ХАМАСа о Шири, Кфир и Ариэле, по их словам, повергло их в "смятение".
Для Нисим, инструктора по пилатесу в муниципальном центре в Яффо, вихрь новостей только добавил неопределенности - в сочетании с гнетущим чувством, что Бибасы не вернутся домой живыми.
"Я пока не знаю, как реагировать, потому что я даже не знаю, на что реагировать", - заявила она 18 февраля. "Я в шоке. Но, с другой стороны, это не значит, что мы не знали. Мы подготовились к этому. Тем не менее это не делает больнее".
Нисим была одной из многих израильтян, потрясенных заявлением ХАМАСа, которое, по-видимому, предвещает трагический конец для семьи, ставшей символом непреодолимой боли кризиса с заложниками как в Израиле, так, и во всем мире.
Видеоролик, на котором Шири, плачущую отчаявшуюся и прижимающую к себе сыновей, похищают в Газу, стало символом атаки ХАМАСа 7 октября 2023 года. Боль усугубилась в ноябре, когда ХАМАС опубликовал видеоролик, на котором муж Шири, Ярден, рыдал после того, как ему сообщили, что его жена и дети были убиты в результате израильского авиаудара. Израиль расследовал это заявление, но не подтвердил его.
Ярден Бибас был взят в плен отдельно и освобожден в начале этого месяца.
Тем не менее заявления Израиля о семье становились все более мрачными, а в прошлом месяце израильский чиновник выразил "серьезную обеспокоенность" их судьбой.
Некоторые израильтяне питают самые слабые надежды. Лиз Перец, медсестра в близлежащем медицинском центре "Вольфсон", которая также была в муниципальном центре Яффо, заявила, что она все еще цепляется за возможность того, что сообщения не были точными, и предсказала жесткую реакцию, если они будут точными.
"Если это окажется правдой, народ этой страны поднимет огромный шум против государства, которое бросило эту семью самым ужасным образом", - заметила она.
Сын Перец, 11-летний Нехорай, заверил свою мать, что заявление ХАМАС окажется "фейковой новостью". Он предположил, что это заявление равносильно психологической войне.
"Они лгут", - заметил он о террористической группировке. "Они хотят, чтобы мы плакали, а затем они вернут их, они просто хотят заставить нас страдать. Они никогда не вернут тела".
Пока израильтяне справлялись с надвигающимся горем, некоторые также обратились к гневу и мыслям о мести из-за убийства матери и двух мальчиков, которым было 9 месяцев и 4 года, когда их взяли в плен. Ор Бенаройя, кассир, заметила, что нужно сделать все, чтобы добиться "правосудия для них".
На вопрос о том, как выглядит это "правосудие", она ответила: "Убить всех, кто в этом замешан. Даже тех, кто не в ХАМАСе, людей, которые их поддерживают. Они все должны заплатить".
Одна из самых резких реакций прозвучала от Саги Вануну, работника местного ресторана. Он заявил, что Израиль должен "объявить мировую войну Газе" после очередного освобождения ХАМАСом живых заложников 22 февраля. В противном случае заметил он, "это будет означать, что страна больше не ценит жизнь и не имеет права на существование".
Чувство гнева от новостей распространилось за пределы района Яффо. Дэн Шапиро, занимавший пост посла США в Израиле при президенте Бараке Обаме, заявил, что испытывает смешанные чувства, и призвал к уничтожению ХАМАСа.
"Новости о Шири, Ариэле и Кфире Бибасе катастрофические", - написал он в своем аккаунте в "X". "Траур по их смерти сопровождается едва сдерживаемой яростью. Их убийцы - чудовища. Эта война не закончится, пока ХАМАС не будет полностью отстранен от власти".
Напряженность усилилась из-за понимания того, что в обмен на возвращение 20 февраля в общей сложности четырех погибших заложников Израиль освободит 47 палестинских заключенных, находившихся под стражей. Мысль о том, что Израиль пошел на компромисс с террористической группировкой, терзала 15-летнего Шалева Шаки.
"Мы должны сделать все, чтобы вернуть их", - заявил он. "Но в то же время уступать террористам неправильно. Я думаю, нам нужно ударить по ним как можно сильнее, чтобы все заложники вернулись домой сейчас - не идя на уступки".
Консультант по воспитанию детей Кира Дан Ор размышляла о том, как возвращение тел Шири, Ариэль и Кфира повлияет на их отца и мужа Ярдена.
"Бедный Ярден, в этом нет утешения, нет завершения. Он никогда не узнает, какая судьба постигла их, как они умерли", - заявила она. "У него останутся вопросы на всю оставшуюся жизнь. И какой будет эта жизнь?"
Мрачное заявление 18 февраля пришло вместе с хорошими новостями: семьи последних шести живых заложников, которые будут освобождены на первом этапе прекращения огня между Израилем и ХАМАСом - Омера Венкерта, Омера Шем-Това, Элии Коэна, Таля Шохама, Авера Менгисту и Хишама аль-Сайеда - были проинформированы израильскими властями о том, что их близкие будут освобождены 22 февраля.
Но эта новость также привела к еще большей двусмысленности. На первом этапе, который продлится до начала марта, осталось освободить четырнадцать заложников - восемь из них, как подтверждено, мертвы, а шестеро живы. Новость о том, что шесть живых заложников должны быть освобождены 22 февраля, оставила израильтян, включая родственников заложников, самостоятельно догадываться, были ли их близкие среди живых.
"Должен ли я делать собственные выводы?" - цитирует новостной сайт "Ynet" Дэнни Элгарата, брата 70-летнего заложника Ицика Элгарата. "Если вы публикуете имена шести человек, которые живы, это значит, что остальных нет в живых - но нам ничего не сообщили".
Он добавил: "Мы стали объектами, а не людьми".
Читайте также
Произраильский блогер Джонни Дэниелс, который внимательно следил за тяжелым положением семьи Бибас и за тем, какой международный эффект это оказало, заявил, что многим людям будет очень трудно переварить новость об их смерти, если она окажется правдой.
"Столько всего было вложено в надежду на чудо, что они вернутся домой", - заметил он. "Люди будут сломлены, и потребуется много времени на исцеление".
Анат Шарбат, которая проводит еженедельные молитвенные бдения за заложников на Площади заложников в Тель-Авиве, где она известна как неофициальный раввин, заявила, что ближайшие дни будут особенно болезненными для страны.
"Сдерживание всех этих эмоций изматывает", - заметила она. "Такое ощущение, что вся наша страна стала одной семьей. Все, кого я встречаю, говорят так, будто их собственный ребенок находится в Газе. Взлеты, падения, надежда, опустошение - это сказалось на всех нас, от маленьких детей до пожилых людей. Пройдите по улице, и все, что вы слышите: люди пытаются это осмыслить, пытаются переварить это. И это событие, которое не заканчивается, оно просто продолжается и продолжается".