Если помните, опера "Тоска", которую британский Ковент-Гарден (Royal Opera House, ROH) демонстративно отказался показывать в Израиле, - она, в том числе, о жертвенности во имя идеалов. И о расплате за такую жертвенность тоже.
182 совестливых сотрудника королевского театра, объявляя (правда, анонимно) о невозможности выступать "стране геноцида и оккупации", тщательно акцентировали, что тем самым приближают победу всего хорошего над всем плохим. Со всей своей творческой совестью и чувствами нежной любви к дорогому палестинскому народу.
Генеральный директор ROH, сэр Алекс Бирд (Sir Alex Beard) в интервью Guardian, подтвердил, что "Тоска" не поедет в Израильскую оперу. И пояснил, что он лично "глубоко потрясен кризисом в Газе" и осознает, какое "глубокое эмоциональное воздействие этот кризис оказал на наше сообщество и общество в целом".
То было 5 августа. А 8 августа сэр Бирд, уже без шумихи и дискретно, распространил письмо, которое СМИ, заполучившие копию, назвали "паническим" (Covent Garden sends a panic letter to its funders).
На сей раз слова сэра Бирда были адресована не прогрессивному человечеству, которое так же, как и Ковент-Гарден, обеспокоенно судьбой Газы. То было письмо руководителя театра, обеспокоенного судьбой собственного выживания. И адресовалось оно меценатам. То есть к тем, кто дает деньги.
Хотя прямо об этом нигде прямо не указывается, но очень похоже на то, что пропалестинская ария Ковент-Гардена вовсе не порадовала спонсоров. И они, судя по всему, довели до директора театра нехитрую мысль: хотите любить палестинцев - на здоровье. Но не за наши деньги.
Это, вероятно, и вынудило гендиректора ROH направить письмо "дорогим покровителям". И объяснить им, чем вызваны "недавние сообщениях в СМИ по поводу нашей постановки "Тоски"…
Для начала Алекс Бирд уведомил, что "глубоко потрясен злодеяниями 7 октября - от которых до сих пор в ужасе". А решение не привозить в Израиль "Тоску" - это никакая не политика. И не демонстрация позиции. Это "опасения за безопасность нашей команды, которая должна участвовать в спектаклях".
"Хочу подчеркнуть, что это не политическое заявление против Израиля, а прагматичное решение, принятое в сложных обстоятельствах", - пишет Бирд. А чтобы было не совсем уж позорно, присовокупляет к этому словесную шелуха - про служение, творческий порыв, великое наследие и нерв эпохи.
Завершается письмо признанием, что "ваша поддержка очень важна для нас". И это чистая правда. Государственные гранты покрывают не более 16% бюджета, а на долю спонсоров приходится более 40% (остальное - продажа билетов, коммерческие мероприятия, инвестиции и пр.).
При этом, как нетрудно убедиться, еврейский капитал доминирует. И что самое примечательное - держатели этого капитала по большей части очень любят Израиль и спонсируют его.
Например, Дам Вивьен Даффилд (Dame Vivien Duffield), дочь сэра Чарльза Клора (Charles Clore), еврейского миллиардера и основателя Clore Foundation.
Вклад этой еврейской семьи ROH исчисляется многими миллионами фунтов. Дам Вивьен Даффилд сыграла ключевую роль в сборе £100 млн на перестройку оперы, при этом £5,5 млн были вложены ею напрямую.
Читайте также
Среди крупнейших спонсоров - Гельльд и Гейл Ронсон (Gerald and Gail Ronson), возглавляющие Heron International и активно поддерживающие проекты в Израиле (наука, здравоохранение, алия, искусство). Там же Розалинд Гилберт, вдова сэра Артура Гилберта, хорошо известная своими проектами в Израиле.
В списке также Rothschild Foundation, Edmond J. Safra Foundation и пр.
Арабских капитал в Ковент-Гарден тоже присутствует, но очень минорно. Арабские спонсоры предпочитают вкладываться в образование - там, где головы фаршируют не Пуччини с Моцартом, а красно-зелеными методичками. Теми самыми, которые потом материализуются в лозунги про реку-море, стоны о голоде и коллективные письма про отмену "Тоски".
Героиня "Тоски", исполненная благородного порыва спасти своего возлюбленного, в итоге ложится под барона, но ни удовольствия, не результата, не получает. В итоге от безысходности прыгает со стены. Ибо любые понты хороши только при правильном финансировании.