Фактическое разрушение Израилем командной верхушки "Хизбаллы" и ликвидация лидеров сил "Кудс" в Ливане и Сирии резко подорвали способность иранской "оси сопротивления" помогать сирийской армии, что, вероятно, решило судьбу режима Башара Асада. Без Асада и с ослабленной "Хизбаллой" Иран будет вынужден пересмотреть свою стратегию и, возможно, даже свой ядерный подход, чтобы "компенсировать" серьезный удар по своей оси.
Серия событий последних месяцев, в частности тяжелый удар, нанесенный "Хизбалле" руками Израиля, и падение режима Башара Асада в Сирии, грозят разрушить систему обороны, которую генерал Касем Сулеймани в свое время так успешно построил для Тегерана. Сулеймани, по сути, создал "ось сопротивления", которая опиралась на способность Ирана продвигать свои интересы на Ближнем Востоке, удерживать Израиль и США от действий против Ирана и не допускать войну к границам Ирана, не платя при этом значительной цены за достижение этих целей.
"Падение Асада - самый сильный удар, который иранский режим получил за последние годы, - сказал Араш Азизи, приглашенный научный сотрудник Центра Парди по изучению долгосрочного будущего в Бостонском университете, в интервью Iran International. - Это сигнализирует о крахе его "оси сопротивления", которая была основой политики Хаменеи в течение большей части его многолетнего срока на посту верховного лидера".
Даже если Тегеран продолжит вооружать свои прокси-силы в регионе, его способность контролировать их была резко подорвана. Более того, восстановление возможностей "Хизбаллы" без Асада весьма сомнительно.
В этих условиях Тегерану, вероятно, придется обратиться к более традиционным форматам сдерживания: восстановить возможности своей системы ПВО, которая сильно пострадала от израильских ударов, и возобновить производство ракет.
Самый большой вопрос касается ядерной программы Ирана. Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Рафаэль Гросси предупредил на выходных, что мощности по производству высокообогащенного урана Ирана "резко увеличиваются".
Тегеран теоретически может обогатить уран до военного уровня 90% "уже завтра" и попытаться построить ядерный объект в течение нескольких месяцев. Это могло бы, опять же, в теории "компенсировать" ущерб оси и значительно усилить сдерживание Ирана. Вот почему высокопоставленные должностные лица режима (действующие и бывшие) неоднократно подчеркивали необходимость пересмотреть ядерную стратегию Тегерана.
Бригадный генерал (в отставке) Йосси Купервассер, старший научный сотрудник Иерусалимского центра безопасности и иностранных дел и Института национальной безопасности "Мисгав", отметил в интервью Jewish Insider, что Иран предпринял эти шаги "в ответ на ослабление оси [в противостоянии с Израилем], когда она еще не разваливалась". Теперь, сказал он, "ядерный Иран - это более насущная и ощутимая проблема".
Однако такой шаг без защитного зонтика "Хизбаллы" в сочетании с продемонстрированной Израилем способностью наносить удары по Ирану и скорым возвращением президента Дональда Трампа в Белый дом может представлять прямую угрозу режиму в Тегеране, пишет израильский Институт изучения национальной безопасности (INSS). Это обостряет дилемму, с которой сталкивается верховный лидер Ирана Али Хаменеи, до беспрецедентного уровня.
Иранский режим также может столкнуться с новой волной недовольства у себя дома. Быстрое падение режима Асада в Сирии менее чем за неделю, после того как его семья находилась у власти в течение пяти десятилетий, также может вдохновить противников Исламской Республики, говорит Крис Дойл, директор Совета по арабо-британскому взаимопониманию.
"Это будет вдохновлять многих людей по всему региону и нервировать иранский режим", особенно учитывая ослабление поддерживаемых Ираном союзников - "Хизбаллы" в Ливане и ХАМАСа в Газе, что оставляет Израиль, заклятого врага Ирана, в гораздо более сильном положении.
Читайте также
Азизи из Бостонского университета считает, что все это также повлияет на внутренний состав режима. "Те фракции, которые стремятся к сделке с Западом и хотят, чтобы Иран отступил от некоторых из своих агрессивных политик, получат поддержку, - говорит он. - Они попытаются заключить сделку с Трампом любой ценой, которая может дать им передышку".
Конечно, окончательно списывать Иран или другие элементы оси со счетов еще слишком рано, но сомнительно, чтобы их положение когда-либо было столь плачевным, с тех пор как Касем Сулеймани задумал идею "оси сопротивления". Эта реальность меняет правила игры и значительно ослабляет влияние Ирана на Ближнем Востоке по крайней мере на ближайшие годы.