Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+10
Иерусалим
+17+8

Мнения

А
А

Победа Израиля, но не поражение "Хизбаллы"

"Хизбалла" не была разоружена, разгромлена или уничтожена, но это никогда не было целью войны.

28.11.2024
Источник:Детали
Израильские ВВС атакуют склады оружия "Хизбаллы". Фото: Reuters

Соглашение о прекращении огня в Ливане не является стратегическим поражением "Хизбаллы", но оно, безусловно, является результатом победы Израиля в войне на северной границе и реализацией скромных целей, которые он ставил с самого начала.

"Хизбалла" не была разоружена, разгромлена или уничтожена, но это никогда не было целью войны. Однако "Хизбалла" резко ослаблена как в военном, так и в политическом отношении.

Удар, нанесенный "Хизбалле" - уничтожение ее руководства, убийство тысяч боевиков и ранение еще большего числа, уничтожение значительной части ее ракетной системы и серьезный ущерб ее военной и гражданской инфраструктуре - значительно ослабил всю проиранскую "ось сопротивления" и режим в Тегеране.

Одним из наиболее значительных шагов войны стала эвакуация десятков тысяч жителей северной границы из своих домов в первые дни войны из-за опасений вторжения "Хизбаллы" по образцу 7 октября. Поэтому одной из целей войны стало возвращение жителей севера в свои дома в условиях обеспечения их безопасности.

Наземная операция, которую ЦАХАЛ провел на юге Ливана, достигла этой цели. Угроза рейда устранена, и "Хизбалла" не сможет осуществить свой план по "захвату Галилеи" в ближайшем будущем.

Соглашение о прекращении огня очень похоже на резолюцию 1701, положившую конец Второй ливанской войне в 2006 году. Уже тогда решение включало запрет на военную деятельность "Хизбаллы" к югу от реки Литани, и уже тогда действовал запрет на контрабанду оружия в Ливан. На самом деле то соглашение не было выполнено.

В нынешнем соглашении действительно есть две новые вещи: первая - это массовое развертывание ливанской армии на юге страны и в приграничной зоне с Израилем, а не только опора на силы UNIFIL.

Во-вторых, это механизм надзора, в котором будет активное и значительное участие США. В отличие от сотрудников ООН, которые закрывали глаза на деятельность "Хизбаллы" на юге Ливана, замалчивали инциденты между членами "Хизбаллы" и солдатами UNIFIL и писали отчеты, полные самоцензуры, американцы, вероятно, будут вести себя совершенно иначе. Тот факт, что в Белом доме будет сидеть Дональд Трамп, делает это еще более вероятным.

Высокопоставленный американец, принимавший активное участие в заключении соглашения, сказал мне, что разница между 2006 и 2024 годами заключается в том, что "тогда Израиль проиграл, а теперь Израиль выиграл, поэтому на этот раз соглашение будет реализовано".

Пока слишком рано говорить о том, что произойдет, но надежда на то, что ливанская армия нарастит мускулы, укрепит позвоночник и будет готова противостоять "Хизбалле", кажется чрезмерно оптимистичной.

Американские гарантии также в основном полезны для внутриполитических нужд премьер-министра. Нетаниягу, который в течение многих лет пренебрегал соглашениями, внезапно всю политику Израиля основывает на этих гарантиях. Причина, по которой Нетаниягу не действовал даже против палатки, которую "Хизбалла" поставила на израильской стороне границы полтора года назад, заключалась не в том, что у него в сейфе не было письма от Джо Байдена.

Вывод один: если есть интерес сторон, соглашение будет выполнено и наступит мир, а если нет интереса сторон, соглашение будет нарушено и боевые действия возобновятся.

Вместо того, чтобы провести пресс-конференцию с министром обороны и начальником Генштаба и ответить на вопросы о соглашении о прекращении огня, Нетаниягу решил отправить в телестудии записанную речь - свидетельство его опасений общественной реакции на соглашение.

Нетаниягу может винить только себя. Он стал жертвой ненужных ожиданий, которые сам создал у граждан. После нескольких тактических успехов в войне за последние месяцы Нетаниягу начал говорить обществу не только о полной победе, но и об изменении всего Ближнего Востока. Неудивительно, что многие израильтяне разочарованы - и это ложное ощущение.

Нетаниягу перечислил три причины соглашения о прекращении огня: его желание сосредоточиться на иранской угрозе, необходимость освежить силы ЦАХАЛа и пополнить запасы, а также желание отделить ливанское направление от сектора Газа, чтобы изолировать ХАМАС и вынудить его согласиться на сделку по освобождению заложников.

Читайте также

Все три причины верны. После 14 месяцев боевых действий продолжение войны в Ливане без четких целей затруднительно для ЦАХАЛа и измученного израильского общества. Соглашение о прекращении огня не является идеалом, но обеспечивает минимальное решение, которого на данный момент достаточно с учетом ситуации в Ливане.

Иран действительно представляет собой самую большую угрозу. Иранцам нужна неделя, чтобы произвести столько обогащенного до 90% урана, что его будет достаточно для изготовления атомной бомбы. Ослабление позиций Тегерана вместе с приходом Дональда Трампа в Белый дом создают новые возможности для Израиля.

Трудно сказать, в какой степени тот факт, что "Хизбалла" согласилась отмежеваться от войны в Газе, повлияет на позицию ХАМАСа относительно сделки по освобождению похищенных. Ничто в поведении Нетаниягу в последние месяцы не заставляет думать, что он сам собирается изменить свою позицию по этому вопросу.

Но если Нетаниягу желает превратить тактическую победу в Ливане в стратегическое достижение, он может встать на путь, который наметил для него президент США Джо Байден: сделка по освобождению заложников в Газе наряду с окончанием войны и региональными политическими шагами, которые включают в себя историческое мирное соглашение с Саудовской Аравией и будущий путь к палестинскому государству.

Источник: Walla

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке