Оказывается, мы победили "Хизбаллу". Так следует из недавнего заявления нового министра обороны Исраэля Каца. Непонятно только, кто же тогда нас обстреливает, от кого прилетают эти ракеты, десятками, а то и сотнями в день. Или теперь это называется победой?
Фразу Каца можно было бы счесть оговоркой, если бы Израиль действительно не предпринимал попыток достичь соглашения о прекращении огня на севере. Правда, при этом глава Генштаба приказывает расширить операцию в Южном Ливане, но, по-видимому, речь идет о заключительном этапе войны, своего рода "дембельском аккорде".
Почему речь о прекращении огня зашла именно сейчас? Самый очевидный ответ - Израиль хочет закончить операцию к приходу Трампа в Белый дом. Урегулирование станет подарком новому президенту к его инаугурации, а проведение переговоров заранее позволит без спешки обсудить все условия. Звучит логично, но не в наших реалиях, где даже два месяца - слишком долгий срок для планирования. За это время здесь можно успеть помириться, нарушить обязательства, начать новую войну и закончить ее.
Вероятно, Израиль старается улучшить свой международный имидж и демонстрирует стремление к миру, который все равно не будет заключен. "Хизбалла" вряд ли пойдет на предложенные условия, поэтому все мирные инициативы так и останутся на бумаге. В это хотелось бы верить, но уж больно серьезные силы задействованы в переговорном процессе, вплоть до российской стороны. К этому добавляется борьба между ведущими странами Запада за влияние на Ливан.
Коротко говоря, Израиль участвует в большой и очень рискованной для себя игре. Ведь "Хизбалла" вполне может согласиться прекратить огонь и даже отойти за реку Литани во исполнение 1701 резолюции ООН. Для группировки это будет очень своевременная возможность зализать раны, восстановить потери в командном составе, накопить запасы оружия и в подходящий момент напасть на Израиль с новыми силами. В том, что нападение рано или поздно произойдет, нет никаких сомнений, потому что "Хизбалла" и близко не разбита и даже не настолько ослаблена, чтобы не восстановить свою боевую мощь. А ее перемещение за Литани ненамного уменьшит угрозу для Израиля, поскольку немалая часть боевиков "Хизбаллы" - "мирные" жители приграничных районов.
ЦАХАЛ почти каждый день находит и уничтожает в зоне операции оружейные склады, ракетные установки и тоннели, подготовленные прокси-армией Ирана для войны против Израиля. Но сколько их еще останется ненайденными, когда мы выведем войска из Южного Ливана? Сколько появится новых, ведь контролировать эту территорию и все, что на ней происходит, будет гораздо труднее?
Если говорить о политических последствиях перемирия с "Хизбаллой", то оно станет сигналом для усиления международного давления на Израиль, теперь уже с целью вывода войск из Газы. В руководстве страны усилятся разногласия между сторонниками и противниками продолжения операции, что приведет к еще более острой внутренней напряженности и разочарованию. "Хизбалла" же, напротив, укрепит свой авторитет среди радикальных движений, показав свою способность противостоять "сионистскому образованию" на поле боя, даже лишившись высшего руководства.
Да, существует риск, что Совет Безопасности ООН примет резолюцию, требующую от Израиля выйти из Ливана, и администрация США в лице Байдена напоследок не воспользуется своим правом вето. Но пока этой резолюции нет, так зачем нам бежать впереди паровоза? Пусть даже основные военные цели операции достигнуты, как уверяют политики, - в нашем регионе побежденным считается не тот, кто потерял львиную часть вооружений, ресурсов, живой силы, а тот, кто первым заговорил о мире. Фактически, Израиль признает свое поражение, причем в тот момент, когда у него есть реальный шанс додавить врага и заставить его просить перемирия. Возможен ли этот шаг со стороны "Хизбаллы"? Почему бы и нет? В отличие от ХАМАСа в Газе, ее боевикам есть что терять, и для них это далеко не последний бой.
Самое удивительное в этой истории, что мы уже много раз наступали на эти грабли с той же Газой, останавливая операции на полпути и обещая грозный ответ, если перемирие будет нарушено. В итоге так называемый мир сопровождался непрекращающимися обстрелами, ответы на которые были либо символическими, либо их не было вообще. А под аккомпанемент этой "безобидной" стрельбы готовилась резня 7 октября. "Хизбалла", кстати, не успела повторить этот подвиг ХАМАСа и, не исключено, еще захочет взять реванш.
Читайте также
Если мы сейчас остановимся, ситуация вернется ровно к той же точке, на которой она была год назад. Военные ресурсы группировки не уничтожены, ее политический вес в Ливане почти не пострадал, поддержка Ирана и каналы поставок оружия сохранились, а главное - ее боевой дух не сломлен. Мы никого не победили, более того - мы сами ведем себя как побежденные, предлагая своему врагу подарок, о котором он мог только мечтать.