В Израиле идут разговоры о прогрессе в достижении соглашения о прекращении огня в Ливане: якобы Иерусалим ведет переговоры с Ливаном при посредничестве американского посланника Амоса Хохштейна. Сообщалось, что в ходе контактов между Израилем и Ливаном состоялся обмен возможными формулами и, возможно, даже будет задействовано российское посредничество, чтобы помочь предотвратить перевооружение "Хизбаллы". Об этом пишет Дан Аркин на сайте Israeldefense.
В то же время министр Рон Дермер на прошлой неделе совершил секретный визит в Москву, чтобы изучить возможность российского сотрудничества. По сообщениям "Джерузалем пост" и ГАЛАЦ, Дермер хотел проверить, сможет ли Россия оказать давление на "Хизбаллу" и привести к прекращению поставок оружия через Сирию, используя свое присутствие в этой стране.
Агентство Reuters сообщило, что предложенную формулу поддерживают в Израиле и США и есть желание прийти к окончательному согласию в течение нескольких недель. Министр иностранных дел Гидеон Саар подчеркнул, что помимо стремления добиться прекращения огня, соглашение должно включать отвод "Хизбаллы" к реке Литани и исключение возможности переброски оружия "Хизбалле" через Сирию.
Среди основных элементов американо-французской инициативы можно назвать: отвод сил "Хизбаллы" на 7-10 км к северу от границы, размещение 15 тысяч солдат ливанских вооруженных сил вдоль границы, предоставление большей свободы действий миротворческим силам ООН на юге Ливана (UNIFIL), прекращение израильских полетов в воздушном пространстве Ливана и создание комитета для отслеживания нарушений.
Сайт газеты "Исраэль ха-йом" сообщает такие подробности о готовящемся соглашении о прекращении огня с Ливаном:
• "Хизбалла" отведет свои силы к северу от реки Литани и не будет возобновлять свое военное присутствие в районе между Литани и границей с Израилем;
• ЦАХАЛ отойдет к линии границы с первой линии позиций "Хизбаллы" в южном Ливане, которую он в настоящее время удерживает;
• в первые 60 дней после подписания соглашения ливанская армия уничтожит оставшуюся инфраструктуру "Хизбаллы" в районе между границей и рекой Литани (!);
• при любом нарушении соглашения ЦАХАЛ имеет право действовать, и эта деятельность получит международную поддержку.
В свою очередь, новый министр обороны Исраэль Кац дал понять членам Генерального штаба, что прекращения огня не будет до тех пор, пока Израиль не достигнет своих целей, включая разоружение "Хизбаллы" и ее вывод из приграничной зоны. "Израиль не примет соглашение, которое не гарантирует его права обеспечивать соблюдение соглашения и предотвращать терроризм", - отметил Кац.
Министр Дермер, продолжающий переговоры в Вашингтоне с госсекретарем США Энтони Блинкеном, заявил, что урегулирование в Ливане находится на первом месте в повестке дня.
С другой стороны, ливанская газета "Аль-Ахбар", близкая к "Хизбалле", сообщает во вторник, 12 ноября: ни один высокопоставленный ливанский политик или сотрудник служб безопасности не получил практической информации о реальных переговорах о прекращении огня.
"То, что происходит, - это переговоры между Израилем и американской администрацией в попытке сформулировать то, что они считают "условиями, которые Ливан должен принять, чтобы остановить войну", - сообщает газета.
"Аль-Ахбар" пишет, что Ливан, как ожидается, отвергнет израильские условия, и когда он это сделает, американцы и израильтяне возложат на него ответственность за отказ, "что откроет дверь для нового уровня эскалация и расширение военных действий".
Ливанская армия на границе: удобно Западу, но угрожает безопасности Израиля
Сообщения о позитивной атмосфере и чувстве оптимизма, относительно переговоров между Израилем и Ливаном, а также о том, что прекращение огня уже не за горами, не соответствуют потребностям безопасности Израиля. Таково мнение доктора Моше Эльада, востоковеда и преподавателя Академического колледжа Западной Галилеи, полковника резерва, бывшего в свое время военным губернатором округа Тир (Цур) и Бинт-Джбейля в Ливане.
Камнем преткновения в достижении соглашения между сторонами, пишет Эльад, был и остается вопрос той военной силы, которая будет развернута на юге страны, причем ливанская армия вновь и вновь называется как удобный для всех вариант. Но для Израиля это вовсе не очевидно.
Ливанская армия, насчитывающая около 75 тысяч солдат, получает от США ежегодный грант в размере 3 миллиардов долларов. Предполагается, что 5000 ее солдат дислоцированы на юге страны, в качестве, согласно американскому требованию, "стабилизирующей силы против региональных угроз" и "силы, укрепляющей суверенитет Ливана, обеспечивающей безопасность его границ, борьбу с внутренними угрозами и терроризмом".
Американцы, со своей стороны, полагают, что ливанская армия сможет выполнить свои задачи "так, как она это делала до сегодняшнего дня". Что имеется в виду до сегодняшнего дня? Для администрации Байдена и специального посланника на Ближнем Востоке Амос Хохштейна есть ответ: по индексу GEF (Global Firepower) ливанская армия занимает 118 место из 145 армий по силе, стойкости, мощи и другим параметрам.
После конфликта между Израилем и "Хизбаллой" в 2006 году (который привел к принятию резолюции 1701 Советом Безопасности ООН) UNIFIL и армия Ливана боролись за звание "самого страшного огородного пугала" на юге Ливана. Обе организации избегали конфронтации с "Хизбаллой", препятствовали ЦАХАЛу в его действиях и сообщали ложные и вводящие в заблуждение сообщения о ЦАХАЛе, которые, к сожалению, дошли до генерального секретаря ООН, Пентагона и госдепартамента США.
Создается впечатление, что США чрезмерно полагаются на ливанскую армию и игнорируют многие слабые места этой организации, которая должна, согласно будущему соглашению, разделять Израиль и "Хизбаллу". Это хрупкий организм, который грозит развалиться в любой момент.
Например, когда в 2019 году рухнула финансовая система и валюта Ливана, армия сильно пострадала. У нее не было бюджета на покупку оружия и амуниции, содержание своих подразделений и на транспортные средства. Средняя зарплата солдата сейчас составляет около 220 долларов в месяц, и многие из них дополняют свой доход другой работой. Лишь финансовая помощь со стороны США и Катара предотвратила развал армии.
Кроме того, ливанская армия страдает от постоянной межконфессиональной напряженности, исчез полный контроль христиан-маронитов, который держался еще два десятилетия назад, она претерпела "шиитскую революцию", и сейчас соотношение составляет: 57% христиан и 43% мусульман (27 % шиитов и 16 % суннитов).
Да, шииты, многие годы исключенные из армии, начали занимать там руководящие должности, как это происходит и в ливанской политике. Это особенно заметно в частях армии Ливана на юге страны, тех, которые должны "защитить Израиль от "Хизбаллы", там характерно доминирующее преимуществом шиитов. Многие из солдат-шиитов живут на юге страны, некоторые из них или члены их семей пострадали в результате израильских атак, или они являются беженцами, чьи дома были полностью разрушены, и большинство из них испытывают сильное чувство мести.
Читайте также
Стремятся ли США радикально изменить ситуацию в Ливане? Ведь все солдаты армии Ливана до сегодняшнего дня воевали плечом к плечу с "Хизбаллой", которая играла первую скрипку в борьбе против общего врага, например, против джихадистской террористической организации "Фатх-аль-Ислам" или "Исламского государства".
Теперь, с заключением соглашения, ожидается, что ливанская армия будет "противостоять" действиям "Хизбаллы", когда во многих случаях по обе стороны будут находиться два брата, один - в шиитской террористической организации и другой - в официальной армии Ливана.
Еще не поздно: Израиль должен добиваться недопущения ливанской армии к линии границы, заключает свою статью доктор Моше Эльад. Эта организация - курьез, получающий мощное финансирование, при отличных условиях службы, эффективность которой отражена в ливанской шутке: "Принеси ящик виски и пронеси контрабандой пушку", - так что толку от нее нет.
Если действительно будут еще раз размещены силы UNIFIL в качестве наблюдателя на линии границы, должно быть четкое требование, чтобы они выполняли свои функции, как требуется, с подписанием международных гарантий, с видеонаблюдением за поведением своих солдат и ежедневной отчетностью генеральному секретарю ООН. А самое главное - должна сохраняться свобода действий Израиля по осуществлению военных действий в случае любого нарушения.