Тезисы статьи в The Economist
Расследование журнала The Economist раскрывает многомиллиардную, бросающую вызов Америке сеть.
▪️В войне с Израилем Ирану понадобятся деньги. Не только для покупки оружия и поддержания своей экономики на плаву, но и для перевооружения таких военизированных формирований, как ХАМАС и "Хизбалла". Многие полагают, что после многих лет санкций это будет трудно. Они ошибаются.
▪️Каждый год Иран переводит десятки миллиардов долларов от незаконной продажи нефти на банковские счета по всему миру. Эти огромные секретные сокровища были использованы для финансирования нападения ХАМАС на Израиль год назад, роя российских беспилотников в Украине и собственной ядерной программы Ирана. Эти финансы уже послужили источником многих кризисов и вскоре могут стать причиной главного из них.
▪️Чтобы понять, как Ирану удается накапливать столько денег, обратите внимание на его нефтяную экономику. Шесть лет назад, когда администрация Трампа вновь ввела блокаду, экспорт сырой нефти из Ирана рухнул. Однако с тех пор он вырос в 12 раз, до 1,8 млн баррелей в день в сентябре. В прошлом году эти продажи принесли $35-50 млрд; экспорт нефтехимической продукции добавил еще $15-20 млрд.
▪️Контрабанда нефти на сотнях танкеров — дело непростое. Скрытно отмывать миллиарды долларов через мировую банковскую систему еще сложнее. Америка следит за любым банком, даже иностранным, который обрабатывает операции в долларах США. Так как же Иран получает деньги? И как он перемещает, хранит и тратит такие большие суммы денег?
▪️Журнал The Economist побеседовал с людьми, которые знают о нефтяной системе Ирана. Чтобы проверить и подтвердить то, что они нам рассказали, и уточнить детали, мы обратились за информацией к другим источникам, включая бывших сотрудников санкционных служб, иранских инсайдеров, специалистов разведки и WikiIran (сайта, который занимается сбором утечек).
▪️Наше расследование показало, что страна создала разветвленные теневые финансовые каналы, которые проходят от ее нефтяных вышек до виртуальных хранилищ ее центрального банка.
▪️Китай, основной покупатель Ирана, является архитектором этой системы и ее главным бенефициаром. Глобальные банки и финансовые центры, часто неосознанно, используются в качестве жизненно важных винтиков.
▪️Источник, знакомый с иранской бухгалтерией, утверждает, что по состоянию на июль за рубежом находилось 53 млрд долларов, 17 млрд евро и более мелкие суммы в других валютах.
▪️Несмотря на ослабление контроля за соблюдением санкций в последние годы, на Иран распространяются самые широкие санкции, которые Америка вводила против любой страны. Они направлены на то, чтобы заставить Иран ограничить обогащение ядерного топлива и финансирование терроризма. И затрагивают как отдельные отрасли экономики, так и правительство.
▪️Ни одна другая страна не вводит таких жестких санкций, поэтому теоретически большинство из них может иметь дело с Ираном. На практике лишь немногие делают это открыто, поскольку Америка запрещает своим фирмам не только торговать с Ираном, но и сотрудничать с иностранцами, которые сознательно идут на это. Ирану особенно трудно получать и перемещать доллары, поскольку каждая такая сделка, практически в любой точке мира, должна в итоге пройти проверку в американском банке.
▪️Но наш отчет показывает, что при нестабильном правоприменении, решимости и помощи жадного партнера страна, находящаяся под фактическим глобальным эмбарго, может в итоге нарушить это эмбарго в космических масштабах. Многие тактики Ирана напоминают те, которые использует наркокартель для сбыта продукции и перевода доходов в другие теневые предприятия, часто через внешне легальные компании.
▪️Подземная нефтяная система Ирана управляется не только угрозами, но и правилами. Задача состоит в том, чтобы создать тщательно продуманную инсценировку, которая обманет тех, кто следит за соблюдением санкций.
▪️Большинство нефтедобывающих стран экспортируют нефть через государственный гигант, но Иран отличается от них. Национальная иранская нефтяная компания (NIOC), государственная нефтяная компания, обладает монополией на добычу. Дочерняя компания NIOC в Швейцарии, Naftiran Intertrade Company (NICO), помогает продавать нефть за рубежом.
▪️Однако все большая часть нефти распределяется между иранскими министерствами, религиозными организациями и даже пенсионными фондами для продажи ими самостоятельно. "Это почти средневековье", — говорит бывший американский чиновник. "Лордам отдаются части королевства".
▪️В стране, где не хватает твердой валюты, сырая нефть является альтернативной формой ликвидности. В прошлом году бюджет Ирана позволил вооруженным силам продать нефти на 4,9 млрд долларов. Ассигнования также вознаграждают лоялистов: в 2022 году лицам, проверенным режимом, было предложено нефти на общую сумму 3,6 млрд долларов.
▪️Корпус стражей исламской революции (КСИР), преторианская гвардия режима, также получает большое количество нефти, часто неофициально. Бывший иранский чиновник утверждает, что "Силы Кудс", иностранное крыло Корпуса, заработали на таких продажах 12 млрд долларов в 2022 году.
▪️У всех этих организаций есть свои каналы сбыта, хотя NICO и КСИР часто предоставляют свои услуги другим. Иногда все это организует подставная компания. По данным американского казначейства, иранская компания Sahara Thunder, выдавая себя за частную торговую фирму, занимается продажами для вооруженных сил.
▪️По данным Министерства юстиции США, Иран регулярно передает продажи третьей стороне за рубежом, например турецкой фирме ASB. Но Иран настаивает на гарантиях. Baslam, дочерняя компания ASB, передала 51% своих акций "Силы Кудс", когда начала работать на них (согласно просочившемуся в сеть контракту между ASB и командиром КСИР)
▪️Первая задача продавцов — найти покупателя. Несмотря на то, что Китай поглощает 95% иранского экспорта нефти, его государственные фирмы, опасающиеся санкций, не хотят к ней прикасаться. Поэтому три или четыре иранские подставные компании должны изучать рынок.
▪️Документы, которыми поделился источник, показывают, что Litamos International Limited и Haosi Trade Limited занимались этим до 2021 года, когда обе компании были распущены. В Китае есть свои брокеры, чьи клиенты поставляют продукцию на заводы, которым государство разрешило перерабатывать иранскую нефть. Большинство из них — небольшие независимые нефтеперерабатывающие заводы, прозванные "чайниками".
▪️Как только покупатель найден, подписывается официальное соглашение, обычно между двумя подставными компаниями. Учитывая суммы — партия иранской нефти может легко стоить 50-100 миллионов долларов — бизнес не может работать на доверии. В документах оговаривается каждая деталь, от пробных партий и графика проверок до размера будущих поставок. Цена обычно соответствует цене Brent, мирового нефтяного эталона, за вычетом скидки в 10-30 долларов за баррель. Принятая валюта — доллар и, реже, евро, эмиратские дирхамы или иены.
▪️Во многих контрактах не указывается происхождение нефти, которая, как правило, ошибочно называется иракской, малазийской или оманской. Фактическое происхождение часто подтверждается в конфиденциальном письме, где истинная природа экспорта написана прописными буквами: "иранская нефть".
▪️По словам источника, для приобретения танкеров существует более 100 подставных компаний. Многие из них — это суда, построенные несколько десятилетий назад, зарегистрированные под флагом Панамы, разрешенной гавани, и переименованные, чтобы запутать следящих.
▪️Вначале суда забирают нефть на одном из экспортных терминалов Ирана. Чтобы избежать внимания, они часто передают транспондеры другим судам, кружащим в этом районе, или используют программное обеспечение, чтобы создать впечатление, что они находятся в другом месте. Затем корабли отправляются в Ирак или Оман, где их груз может быть перегружен на новое судно. Еще одна перегрузка может произойти у берегов Малайзии или Сингапура, после чего груз направляется в Китай.
▪️Иранские агенты получают отчеты на каждом этапе. Решения передаются высокопоставленным чиновникам, которые могут скрываться под псевдонимами ("Роджер", как в недавнем примере с командиром КСИР) в сообщениях WhatsApp и голосовых заметках. Везде предоставляются фальшивые сертификаты происхождения и документы.
▪️Самые секретные части поездок тщательно контролируются. Один из контрольных списков, которым поделился источник, состоял из 24 вопросов для перевалки у берегов Малайзии с участием танкера Remy, теперь известного как Wilma II.
▪️Иногда все идет не по плану. Продажа может сорваться, как только танкер окажется в пути. Иногда груз исчезает. Некоторые суда просто бросают. Однако обычно товары доставляются без заминок, и в течение 45 дней наступает срок оплаты. Именно здесь в игру вступает теневая банковская система Ирана — самая впечатляющая часть схемы.
▪️Приведенная выше история показывает, в какой степени экономическое выживание Ирана зависит от Китая. Следующая часть подчеркивает эту зависимость. Иран считает, что нашел друга — своего самого могущественного союзника в антизападной оси. Однако Китай в основном заинтересован в выгодной сделке. Пользуясь слабым положением Ирана, он будет предлагать помощь до тех пор, пока тот не рискнет сжечь важные мосты с Америкой, своим геополитическим соперником, но и крупнейшим торговым партнером. Таким образом, создаются идеальные условия для процветания иранской контрабанды, причем официально она никогда не фигурирует.
Читайте также
▪️Теневая банковская система Ирана — это образец бюрократического гения. Крупнейшие нефтяные компании страны, включая NIOC и PCC, крупного экспортера нефтехимической продукции, контролируемого министерством обороны, имеют большие финансовые отделы, которые действуют как банки. Эти подразделения создали в Иране фирмы, получившие название "денежные биржи", которые занимаются незаконными иностранными платежами не только для экспортеров нефти, но и для значительной части иранской экономики.
▪️Каждая местная биржа создала подставные компании (известные как "трасты") с единственной целью —-собирать и переводить деньги. Они базируются по всему миру. Большинство из них имеют названия прямо из генераторов случайных имен: "Rainbow International Commercial Company", например, или "Glorious Global Limited" (обе базируются в Гонконге).
▪️Роль владельца компании ограничивается связью с местными властями и предоставлением доверенностей иранцам или иранским агентам. По словам одного из бывших высокопоставленных иранских чиновников, около 200 граждан Ирана с двойными паспортами контролируют такие компании в Европе.
▪️Когда экспортер нефти хочет получить оплату, он отправляет электронное письмо на выбранную им биржу, указывая сумму, которую ему нужно получить, и от кого. Затем биржа проверяет балансы в своей сети, чтобы определить, где лучше получить деньги. Затем она сообщит нефтяной компании, чтобы та проинформировала своего клиента о том, что ему следует ожидать счет-фактуру от указанного траста.
▪️Некоторые платежи осуществляются в юанях, которые Иран перерабатывает внутри Китая. Но юани не конвертируемы, и Иран может купить у Китая только столько, сколько нужно. Поэтому иранские фирмы часто просят твердую валюту. Тот же механизм работает и в другом направлении, позволяя иранским фирмам скрытно оплачивать импорт.