Financial Times пишет со ссылкой на собеседников среди должностных лиц из разведки, что источниками сведений служили, среди прочего, телефоны жен террористов, пульты от телевизора и взломанные камеры наблюдения.
Financial Times пишет, что израильская разведка за последние два десятилетия расширила сбор данных, обратив внимание не только на военное крыло "Хизбаллы", но и на политические действия группировки и ее растущие связи с Ираном и Сирией.
Поддержка, оказанная группировкой сирийскому президенту Башару Асаду в гражданской войне, раскрыла перед израильской разведкой структуру "Хизбаллы" и позволила получить ясную "разведывательную картину" — кого повысили, кто коррумпирован, кто только что вернулся из поездки с загадочной целью. В то же время, пока "Хизбалла" активно рекрутировала новых бойцов для тяжелой войны, Израиль получил возможность внедрять шпионов и находить потенциальных перебежчиков.
Издание отмечает со ссылкой на источники в разведке, что во время войны в Сирии в общем доступе появился громадный объем информации, полезной для израильской разведки. В частности, полезны оказались регулярно публикуемые группировкой некрологи в виде "плакатов мученика" с крупицами сведений о происхождении погибшего бойца, месте гибели, а также круге его знакомств, которые публиковали это сообщение в соцсетях. Еще более показательными были похороны, во время которых, хоть и ненадолго, из тени выходили старшие командиры группировки. Как заметил бывший высокопоставленный ливанский политик, ценой поддержки Асада стал успех разведки Израиля.
Со временем внимание Израиля к "Хизбалле" росло, разведка опиралась на непреодолимое техническое преимущество — спутники-шпионы, сложные беспилотные летательные аппараты и кибератаки, превращающие телефоны в прослушивающие устройства. Как выяснила FT, у Израиля скапливалось так много данных, что была организована специальная группа специалистов, которые создавали алгоритмы для изучения терабайтов изображений, чтобы обнаружить малейшие изменения и найти самодельные взрывные устройства на обочинах дорог, вентиляционное отверстие над туннелями или внезапное появление бетонной арматуры — признаке наличия бункера.
После того как Израиль идентифицировал очередного бойца "Хезболлы", информация о его передвижениях заносилась в базу данных. Туда же стекались сведения с таких источников, как телефон его супруги, счетчик пробега автомобиля, пролетающий над головой беспилотник, взломанные камеры наблюдения, и даже пульт управления современного телевизора, позволяющий записать голос. Любое отклонение от привычных паттернов поведения становилось сигналом тревоги для израильской разведки и позволило, например, определить командиров среднего звена противотанковых подразделений.
Как известно, местонахождение лидера "Хизбаллы" Хасана Насраллы накануне его ликвидации израильской разведке также было раскрыто благодаря иранскому агенту. Саудовский телеканал Al-Hadath рассказал 29 сентября, что иранец, приехавший в Бейрут из Ирана, во время встречи с Насраллой, нанес на руку лидеру "Хизбаллы" вещество, не видимое невооруженным взглядом. Но с его помощью Израиль смог постоянно отслеживать перемещения Хасана Насраллы.
Согласно сообщению, Израиль выждал две минуты перед атакой 27 сентября, чтобы убедиться, что Хасан Насралла находится в штаб-квартире "Хизбаллы" в Бейруте. 12-й канал ИТВ сообщил, что в ходе ликвидации Насраллы 27 сентября израильские ВВС сбросили на Дахию 83 тонны бомб. Самолеты F15i использовали специальные бомбы для уничтожения подземных бункеров — BLU-109. Каждая такая бомба весит около 907 кг и несет 250 кг взрывчатки — тритонала.
BLU-109 (Bomb Live Unit) — бетонобойная бомба, разработанная в 1985 году и используемая ВВС США. Она была создана для проникновения в бункеры и бетонные укрытия. Вначале бомба пробивает перекрытия, а потом взрывается внутри бункера. BLU-109 может пробить железобетон толщиной 1,2-2 метра.
Читайте также
На них была установлена система JDAM, превратившая эти боеприпасы в "умные". JDAM представляет собой комплект из крыльев, крепящихся в средней части бомбы, и хвостового блока, имеющего управляемое оперение, позволяющее бомбе маневрировать. В хвостовом блоке также установлен собственный компьютер с навигационным оборудованием. Все это обеспечивает "умным" бомбам дальность действия в 28 км от точки сброса.
При сбросе с большой высоты на сверхзвуковой скорости дальность дополнительно увеличивается. В среднем величина кругового вероятного отклонения JDAM-боеприпасов, зафиксированная на испытаниях, — 11 метров. Это значит, что 50% таких бомб попадает в круг радиусом 11 метров, очерченный вокруг цели.