Движение "Хизбалла" подтвердило гибель своего лидера Хасана Насраллы в результате израильского удара по Бейруту. Вместе с ним в подземной штаб-квартире были уничтожены еще несколько командиров группировки. Среди других возможных жертв — мирные жители соседних домов и дочь Насраллы Зейнаб. Эксперты сходятся во мнении, что "Хизбалла" теперь оказалась в непростом положении.
Иранист, автор телеграм-канала "Дежурный по Ирану" Никита Смагин объяснил "Новой-Европа", как конкретно гибель Насраллы скажется на группировке.
Как стало известно о ликвидации?
Вечером 27 сентября истребители ВВС Израиля нанесли удар по центральному штабу террористической организации "Хизбалла", который находился под землей под жилым зданием в районе Дахия в Бейруте.
"Удар был нанесен в тот момент, когда высшее командование "Хизбаллы" действовало из штаб-квартиры и осуществляло террористическую деятельность против граждан государства Израиль", — заявили в ЦАХАЛе.
Во время операции были убиты лидер "Хизбаллы" Хасан Насралла, командир ракетного подразделения Мухаммед Али Исмаил и его заместитель Хусейн Ахмад Исмаил. На следующий день информацию о гибели Насраллы подтвердили в самой группировке.
Также Израиль сообщил, что его армия за последние месяцы уничтожила почти всех членов руководства "Хизбаллы". В живых якобы остался только региональный командир движения Абу Али Рида.
Что будет с "Хизбаллой" дальше?
Иранист Никита Смагин обращает внимание на ликвидацию практически всего руководства группировки. В краткосрочной перспективе это, по его мнению, приведет к полной дезорганизации "Хизбаллы".
"Организация в ближайшие дни перестанет быть такой управляемой из центра. Непонятно, насколько она вообще будет способна принимать какие-то организованные, единые решения сейчас", — отметил он.
При этом, "на местах" люди вполне могут продолжить запускать ракеты и отстреливаться, но "организованная сила" на данный момент "вышла из строя". Политолог и независимый эксперт в области ближневосточных конфликтов Кирилл Семенов заявил РБК: поскольку многие функции в "Хизбалле" дублируются, обстрелы израильской территории не прекратятся. Смагин соглашается, что Израилю и дальше следует ожидать ударов со стороны группировки, но отмечает, что они сейчас вряд ли "будут достаточно как бы значимы и разрушительны".
"То, что сразу же после нанесения удара по Бейруту последовали ответные залпы от "Хизбаллы", свидетельствует, что какие-то приказы все равно отдаются вне зависимости от того, парализовано или нет высшее руководство. Репутационно это большой удар по "Хизбалле", но это не уничтожает саму группировку и серьезно не сказывается на ее способности вести боевые действия", — сказал Семенов.
Что касается перспективы ближайших пары лет, то Смагин предполагает, что после убийства Насраллы у "Хизбаллы" появится "новая подпитка". Гибель лидера — это серьезная травма для Ливана, отмечает он. Поэтому очевидно, что у группировки скоро появятся новые сторонники, "которые ненавидят Израиль в Ливане".
"Если "Хизбалла" переживет этот момент, а у нас пока нет оснований полагать, что она не переживет, то у нее будет неслабый приток сторонников", — подчеркивает иранист.
Читайте также
Как отреагировал Иран?
После того, как Израиль убил главу политбюро ХАМАС Исмаила Ханию в Тегеране, Иран пригрозил ответным ударом. Тогда же СМИ сообщали, что в нападении может быть задействована ливанская "Хизбалла".
После вчерашнего разрушительного удара по Бейруту верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил против подобных операций.
"Расправа над беззащитным народом в Ливане еще раз продемонстрировала всем свирепость бешеной сионистской собаки и доказала недальновидность и глупость политики лидеров узурпаторского режима", — заявил Хаменеи.
Хаменеи также написал в X, что все мусульмане обязаны встать на сторону народа Ливана и "достопочтенной "Хизбаллы"", "предлагая свои ресурсы и помощь в противостоянии с узурпаторским, жестоким и злобным сионистским режимом".
Смагин предполагает, что именно от Ирана Израиль может ожидать сейчас какого-то масштабного ответа. Если до ликвидации верхушки "Хизбаллы" Тегеран активно не вовлекался в войну, то теперь все может измениться.