Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+31+26
Иерусалим
+30+20

Мнения

А
А

"Хизбалла" будет сражаться без правил и без ограничений"

Что в реальности стоит за угрозами главы ливанской государствообразующей террористической организации.

Вадих Эль-Хайек
03.07.2024
Источник:Новая газета
Выступление Хасана Насраллы. Фото: Getty Images / Marwan Tahtah

На прошлой неделе глава ливанской прошиитской военизированной группировки "Хизбалла" Хасан Насралла прокомментировал эскалацию конфликта с Израилем, заявив буквально, что, "если между Ливаном и Израилем разразится полномасштабная война, нигде в Израиле не будет безопасно", ну а также возникнет угроза Кипру и другим частям Средиземноморья.

Это тревожное заявление Насралла сделал, выступая на церемонии, посвященной памяти убитого высокопоставленного командира "Хизбаллы" Талеба Абдуллы (он погиб на прошлой неделе, в результате израильского авиаудара на юге Ливана, вместе с тремя другими боевиками). При этом Насралла в своем заявлении подчеркнул, что шиитская проиранская группировка не хочет "тотальной войны", а действует только в поддержку ХАМАС. Но "если Израиль начнет широкомасштабное наступление против ливанской проиранской группировки ополченцев, он должен подготовиться к атакам с земли, воздуха и моря, и ситуация в Средиземноморье полностью изменится, - пообещал Насралла. - "Хизбалла" будет сражаться без правил и без ограничений".

В своем выступлении Насралла пригрозил не только Израилю, но и впервые - Кипру, заявив, что тот разрешает Израилю использовать свои аэропорты и базы для военных учений, а "Хизбалла" может счесть это "частью войны" и нанести удар по Кипру, чтобы помешать ЦАХАЛ использовать логистическую инфраструктуру страны для нападения на Ливан.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Действительно, известно, что прежде Кипр разрешал Израилю использовать свое воздушное пространство для проведения воздушных учений, однако этого никогда не происходило во время конфликта. И уж тем более нет никаких данных для того, чтобы говорить о том, что Кипр предоставляет израильским военным какую-либо инфраструктуру на собственной территории.

На Кипре, который до 1960 года был британской колонией, расположены две британские военные базы. Прежде они использовались для операций в Сирии. В последнее время истребители и самолеты-заправщики Королевских ВВС Великобритании взлетали с баз на Кипре, чтобы помочь предотвратить массированную атаку беспилотников и ракет, нанесенную Ираном по Израилю в середине апреля этого года. Однако Насралла грозит не британцам, а именно Кипру.

После выступления Насраллы президент Кипра Никос Христодулидис заявил, что его страна "никоим образом не участвует" в каких-либо военных операциях в регионе или где-либо еще. "Кипр является частью решения, а не частью проблемы", - сказал Христодулидис, подчеркнув значимость своей республики для всего арабского мира и для мира в целом. Чего стоит один только морской коридор Кипр - Газа, по которому доставляется гуманитарная помощь на судах в сектор!

Однако лидер "Хизбаллы" вряд ли принимает в расчет гуманитарные мотивы, а если и принимает, то совсем с другой точки зрения. Он настаивает: из-за продолжающихся атак "Хизбаллы" Армия обороны Израиля была вынуждена отвлечь ресурсы из Газы, и Израиль понес огромные экономические потери в результате эвакуации городов на северной границе и прекращения сельскохозяйственной и промышленной деятельности в этом районе. Однако, несмотря на военный и экономический ущерб, израильские лидеры, по его мнению, не желают признавать масштабы бедствия, с которым столкнулась страна, чтобы не оказывать давления на премьер-министра Биньямина Нетаниягу, приоритетом которого остается война с ХАМАС в Газе.

И еще один издевательский нарратив в выступлении Насраллы: Израиль, заявляющий, будто обладает самой сильной армией в регионе, до сих пор не смог полностью разгромить силы ХАМАС в Рафахе, несмотря на наземную операцию, которая длилась несколько недель. При этом шиитское ополчение якобы разработало и продолжает производить новые ракеты и беспилотные летательные аппараты, а людские и военные ресурсы больше, чем когда-либо.

Война без начала

Операция "Северный щит", уничтожение туннелей "Хизбаллы". Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

После своего выступления, адресованного лидерам соседних государств, Насралла обратился к семьям погибших боевиков "Хизбаллы" и гражданам Ливана, перемещенным с южных приграничных с Израилем территорий. Он призвал их сплотиться, заявив, что террористическая группировка ведет "крупнейшую с 1948 года войну" против Израиля.

Однако эмпирическими данными этот тезис не подтверждается: вот уже 18 лет "Хизбалла" не позволяет себе ничего, кроме демагогии про то, как она в два счета уничтожит Израиль - однако почему-то до сих пор этого не произошло.

Летом 2006 года подразделения ливанской "Хизбаллы" пересекли границу с Израилем и похитили израильских солдат, намереваясь выменять их на ливанских и палестинских террористов, которые находились в израильских тюрьмах. Разумеется, Израиль принял ответные меры, началась так называемая 33-дневная война, которая закончилась почти полным уничтожением Южного Ливана, и особо пострадали при этом именно шиитские районы. В результате этой войны погибли более 120 солдат ЦАХАЛ и 40 израильских гражданских лиц, но с ливанской стороны потери были несоизмеримо больше: погибли более 1100 человек. Однако, надо думать, вряд ли стратеги из "Хизбаллы" были сильно разочарованы: в результате проиранская группировка поддержала иллюзию борьбы с "сионистскими оккупантами" и получила миллиарды долларов от стран Персидского залива и Ирана. Впрочем, и Израиль получил американское оружие на миллиарды долларов для защиты собственного севера от террористических атак "Хизбаллы".

После 33-дневной войны Израилю удалось добиться принятия резолюции ООН номер 1701. Согласно этой резолюции, "Хизбалла" должна была отодвинуть свои военизированные подразделения от границ с Израилем вглубь страны, за реку Литани. Вдоль границы образовывалась, таким образом, протяженная буферная зона, на которой, однако, оставались поселения - как шиитские, так и христианские.

Но по факту подразделения "Хизбаллы" никак не отодвинулись: они растворились среди мирного населения, скрываются в подземных бункерах, роют туннели, ведущие на территорию Израиля. Готовятся к нападению или обороне, многие из них съездили даже на сирийскую войну - и все же с 2006 года никаких серьезных вылазок против Израиля они не предпринимали.

Но сейчас, похоже, "Хизбалла" действительно готовится к удару Израиля. "Шишки" эвакуировали свои семьи из поселений в Южном Ливане в Сирию. Израиль начал обстреливать зажигательными снарядами участки приграничной полосы, заросшие оливами и сумаком, с тем чтобы уничтожить возможность бойцам "Хизбаллы" незаметно подобраться к забору, разделяющему страны. Также Израиль стягивает на границу военную технику, периодически израильские политики делают заявления о тяжелейших последствиях для всего Ливана в случае начала войны. И технически они имеют возможность уничтожить хоть весь Ливан - и уж тем более всю ливанскую "Хизбаллу".

Палестинский фактор

Биньямин Нетаниягу на авиабазе "Неватим". Фото: GPO / Kobi Gideon

Наверное, если смотреть на дело с позиции государства Израиль, это было бы здравое решение: раз и навсегда уничтожить угрозу у северных границ. Однако стоит различать позиции государства Израиль и позиции Нетаниягу и партии "Ликуд", популярность которой циклически возрастает во времена, когда Израиль подвергается угрозе извне. Сложно придумать более удобную угрозу, чем беззубая "Хизбалла", которая лает, да не кусает, а если и кусает, то не так больно, как могло бы быть.

Так что, случись война между Израилем и Ливаном завтра, перед израильской армией стояли бы следующие задачи. Прежде всего, ей предстояло бы обеспечить буферную зону - безопасное географическое пространство на юге Ливана. Дипломатическими ли, военными ли средствами - однако с эффективными международными гарантиями. Это необходимо в том числе и для того, чтобы защитить израильские добывающие платформы на море, внутренние воды страны, Северную Галилею и гору Хермон, где расположены его текущие и будущие туристические проекты. Эта буферная зона нужна вовсе не из-за страха перед оружием "Хизбаллы" - та чудесным образом все эти месяцы не может как следует прицелиться по израильским морским газовым вышкам в Средиземном море, хотя имеет такую техническую возможность: вероятно, не решается пересекать некие "красные линии". Однако и кроме "Хизбаллы", которая в некотором смысле системная сила, Израилю есть кого опасаться с севера. Речь идет о мелких, самостоятельно действующих террористических группировках суннитского толка, которые вместе палестинскими боевиками создают Израилю дополнительную головную боль.

И поэтому второй целью Израиля на юге Ливана видятся как раз таки оставшиеся лагеря палестинских беженцев, как бы чудовищно это ни звучало. Прежде всего, это стратегический шаг, направленный на окончательное закрытие всяких разговоров о "праве на возвращение". Ну а потом, это и забота о безопасности.

Палестинские лагеря, как капсулы со взрывчатым веществом, после арабо-израильских войн образовались на территории очень многих государств региона. Нигде они не растворялись, не ассимилировались - и прежде всего, по вине самих принимающих государств: никому не нужны были толпы нищих новых граждан, которых надо было обеспечивать всем с нуля. Даже дети, рожденные в этих лагерях, зачастую гражданства не получали. В том числе и по этой причине (однако не только) с годами палестинские лагеря во многих странах радикализировались. И корни разного рода серьезных преступлений в принимающих странах нередко обнаруживались именно в палестинских лагерях. Местные правительства нередко выбирали самые радикальные способы борьбы с этой напастью, и попросту стирали лагеря с лица земли. Как это было, например, в Иордании в 1970 году, когда иорданская королевская армия танками раскатала лагеря, где укрывались боевики "Организации освобождения Палестины", - за то, что те затевали свержение правящего короля Хусейна. Погибли тысячи и тысячи палестинцев - из этой трагедии и родился террористический "Черный сентябрь", который вскоре ужаснул весь мир.

Похожим образом режим Асада поступил с палестинским лагерем "Ярмук" - после начала гражданской войны в Сирии его разнесли артиллерией под тем предлогом, что там засела радикальная оппозиция. В лагере к тому времени было зарегистрировано более 100 тысяч человек.

Читайте также

Любой европейский правозащитник сказал бы, что неизбирательное уничтожение палестинских лагерей - бесчеловечно и к тому же не решает проблему - однако на Ближнем Востоке, как известно, свой взгляд как на человечность, так и на методы решения проблем, и то же противостояние вокруг Газы лишний раз это подтверждает.

Ну а палестинские лагеря на юге Ливана - это Газа в миниатюре (с точки зрения безопасности Израиля). Мало того что там укрываются палестинские террористы, так и сочувствующие ливанцы-сунниты тоже всегда там находят прибежище.

И Израилю это совсем не нравится.

Так что самым логичным и наименее трудозатратным выходом из ситуации для Израиля было бы вытеснение "Хизбаллы" обратно за реку Литани и создание реальной и долговременной буферной зоны. Да и для "Хизбаллы", больше нуждающейся в хайпе, чем в реальной войне, такой исход был бы неплохим вариантом - если рассматривать альтернативу, которая заключается в полном уничтожении террористической организации, а вместе с ней и всего Ливана.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке