Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+31+25
Иерусалим
+30+20

Мнения

А
А

Евреям не повезло: многие проецируют на нас свои проблемы

Глубокая связь между делом Южной Африки против Израиля и живым наследием советского воинствующего антисионизма.

27.06.2024
Источник:Детали
ЮАР подала иск против Израиля. Пропалестинская демонстрация перед судом ООН. Фото: Getty Images / Michel Porro

Недавние выборы в Южноафриканской Республике не принесли ничего хорошего партии "Африканский национальный конгресс", позиционировавшей себя как главного борца с апартеидом. Именно эта партия инициировала иск ЮАР к Израилю. Впрочем, сейчас это тренд. И они неспроста оказались в тренде.

После подачи иска профессор-историк из университета Сетон-Холл Максим Матусевич вместе со своим коллегой, профессором из Бостонского колледжа Максимом Шраером опубликовали в Jewish Journal материал, где подчеркивают глубокую связь между делом Южной Африки против Израиля и живым наследием советского воинствующего антисионизма.

"Вопрос в том, как советскому режиму, распавшемуся в 1991 году, удалось внедрить антисионистский яд медленного действия в раны апартеидного прошлого Южной Африки", - пишут авторы.

"Правительство Южной Африки не стесняется привлекать достаточно одиозных союзников в борьбе против Израиля. Шаван Джабарин, бывший высокопоставленный член НФОП, появился в Международном суде вместе с южноафриканской делегацией. Делегация ХАМАСа посетила Южную Африку в декабре 2023 года, через несколько недель после событий 7 октября, унесших жизни как минимум двух граждан Южной Африки. Через несколько дней после теракта министр международных отношений и сотрудничества ЮАР Наледи Пандор провел телефонный разговор с Исмаилом Ханией", - говорится в статье.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

ЮАР - только один из примеров того, как различные страны, народы и сообщества видят в ближневосточном конфликте отражение своих собственных исторических травм. "Детали" поговорили об этом с Максимом Матусевичем.

— Начнем с Америки - ведь все, что начинается в Америке, потом оказывается в остальном мире. Так же, как все, что начинается в университетском кампусе, потом оказывается по всей Америке. Традиционно левая повестка за последние 20 лет зациклилась на вопросах идентичности человека - какой он расы, пола или сексуальной ориентации.

С ее точки зрения, эти виды идентичности определяют статус человека в "иерархии угнетения". В центре этой повестки - забота об угнетенных, вопрос о том, кто - угнетатель, а кто - угнетенный.

Когда эти ребята смотрят на карту мира и не находят там Израиля, хотя слышали название, им кажется, что там белые угнетают черных. Потому что это их проблема, и они проецируют ее на Израиль.

А африканский континент - самый угнетенный континент в мире. У подавляющего большинства населения там другие заботы - забота о выживании.

Однако элитам сейчас выгодно отвлечь внимание от существующего положения. В ЮАР у власти с 1994 года находится Африканский национальный конгресс, АНК. В 1990 году освободили Нельсона Манделу. В 1994 году АНК пришел к власти, а, Мандела стал президентом.

При этом Африканский национальный конгресс всегда был тесно связан с Советским Союзом. Например, преемник Манделы на посту президента, Табо Мбеки, вообще учился в Школе марксизма-ленинизма в Москве. И не он один.

Многие "старые" кадры АНК учились в СССР в партийных школах - или в военных школах для партизан. Они получали образование в Союзе и даже женились на советских девушках. Так образовались их прочные, сентиментальные связи с СССР. А Запад тогда поддерживал режим апартеида в ЮАР. Не потому, что он им нравился, а потому, что с ним боролся СССР.

В конце 80-х годов, когда началась перестройка, Советский Союз стал уходить из Африки. Это возмущало многих африканцев. В тот период я много времени провел в Москве, работая в Институте Африки. Институт был в полном запустении. На первом этаже стояли ларьки, в которых продавали сувениры и матрешек. Все выглядело очень убого.

Для многих африканцев перестройка ассоциировалась с уходом Советского Союза из Африки и с потерей сильного партнера.

Отношения между Африкой и Россией - это "флюгер", показывающий состояние отношений между Россией и Западом. По мере ухудшения отношений между Россией и Западом отношения с Африкой начинают после 2007 года расцветать. Потому что Запад для России теперь "враг". Нужны новые партнеры.

В этом плане ЮАР на роль партнера подходит. У страны множество проблем, но, тем не менее, это самая мощная экономика Африканского континента.

ЮАР - член БРИКС (межгосударственной коалиции, куда входят Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, ОАЭ, Иран, Египет и Эфиопия). Идея этого союза была российско-китайско-иранской - создать альтернативу блокам западных стран. И в этом контексте ЮАР была отведена важная роль. По ходу дела вспомнили и об истории апартеида, и о тесных связях с СССР.

Однако недавние выборы в Южной Африке прошли очень плохо для АНК. Его проблемы начались не вчера. И мне кажется, тут тоже скрывается ответ, почему они так прицепились к Израилю. Им нужно отвлечь внимание публики от насущных проблем.

АНК, особенно после ухода Манделы, стал глубоко коррумпированной организацией. Они не способны даже обеспечить все население электричеством. Зато их функционеры массово скупают недвижимость - знакомая ситуация, похожая на российскую.

Недовольство АНК внутри страны растет. На этой почве властям ЮАР нужен внешний враг. И тут появляются евреи.

Это очень удобно, потому что вписывается в парадигму, о которой я говорил, - что мир поделен на угнетателей и угнетенных. Южная Африка в ней занимает сторону традиционно угнетенных.

К тому же, движение BDS постоянно муссирует идею, что Израиль - "государство апартеида". Это создает символическую связь между современностью - и историей апартеида в Южной Африке.

Израиль стал символом всего того, что плохо в западном обществе, с точки зрения студентов, их профессоров, и интеллектуальной элиты, частью которой я сам являюсь.

Плох капитализм, плох милитаризм, плох расизм, в котором они обвиняют Израиль. Хотя каждый, кто бывал в Израиле, знает, что ситуация здесь более сложная, чем ее представляют.

Американцы накладывают свои представления о "белых" и "черных" на другие части мира, совершенно не разбираясь в реальной обстановке. А с другой стороны, эти игры идентичности, на самом деле, противоречат универсальным ценностям и идеалам Мартина Лютера Кинга. Он, между прочим, ходил на марши в поддержку советских евреев и вообще себя считал сионистом. Поэтому сейчас его роль очень неоднозначна. Скажете, что вы разделяете идеалы Мартина Лютера Кинга, - и вас тут же запишут в консерваторы.

Но, прожив 35 лет в Америке, я считаю, что эти всплески антиизраильских и других протестов- сиюминутные. За последние годы это уже далеко не первый раз. Выборы Трампа, пандемия, потом движение BLM… Вся страна стоит на ушах, потом что-то новое происходит - и внимание переключается.

Мне кажется, что нынешний всплеск уже идет на убыль. Гарвард проводил опросы общественного мнения на эту тему, и, согласно последнему, 78% студентов американских университетов - против пропалестинских протестов и палаточных городков.

Подавляющее большинство американцев по-прежнему поддерживает Израиль, как и поддерживало. Тех, кто поддерживает пропалестинские выступления, - лишь 7-8%. Но это громкие голоса, которые усиливаются через медиа, особенно через социальные сети.

Это не отражает реального состояния дел в обществе. Во-первых, у американского общества есть свои собственные проблемы, которые "ближе к телу". Но в целом оно остается произраильским. И полезно об этом помнить.

Но вернемся к Южной Африке, которая решила, что она, с одной стороны, отвлечет этим громким делом внимание от собственных проблем, а с другой - что оседлала нужную волну. Подавая иски против Израиля, ЮАР, конечно, приобретает реноме в определенных прогрессивных кругах…

Но одновременно она налаживает сейчас близкие отношения с Россией, Ираном и Китаем. Так что все это - еще и способ представить населению альтернативу вашингтонскому "обкому".

Однако я надеюсь, здесь все выровняется. Основной товарооборот у ЮАР - по-прежнему с Западом. На фоне всей этой риторики с Россией даже особой торговли нет. Правда, есть военный обмен. Они проводили даже общие военные учения.

У ЮАР также довольно близкие отношения с Ираном. Ну, и с Китаем, который присутствует по всей Африке. Но Китай вне идеологии. Его цели в основном лежат в области торговли и бизнеса.

То есть, с одной стороны, громкие заявления, а с другой - реалии экономики. И, мне кажется, реалии экономики - то, что сдержит Южную Африку.

Не станут они революционной "антиизраильской" силой, поскольку - что может им предложить Россия? Очень мало с точки зрения экономики. Они предлагают оружие в большом количестве. Но южноафриканская армия вооружена в основном американским, британским, немецким оружием и отчасти израильским. Наемники им не нужны. Полезные ископаемые у них свои, и много.

Читайте также

В чем роль России? В Мали, Буркина-Фасо, Центральной Африке россияне помогают местным хунтам удержаться у власти. Но с этой точки зрения Россия южноафриканцам не особенно нужна.

Конечно, сейчас многие страны с готовностью поддерживают иск против Израиля. Многие давно признают Палестину независимым государством, в том числе, Украина. Она, между прочим, признала Палестину еще при Советском Союзе. Зеленский это просто подтвердил. Но что это изменило?

Для многих правительств политически выгодно признать Палестину. Это дает им возможность спокойно продолжать работать с Израилем, не боясь внутренней критики. А своим оппонентам слева они всегда могут сказать: мы же признали Палестину. Я думаю, многие этим руководствуются.

Израиль для всех стал таким "средоточием мирового зла" - но в то же время отражением их внутренних проблем. Для ирландцев это похоже на то, как британцы угнетают ирландцев. У басков и каталонцев тоже пропалестинские настроения. Потому что они тоже видят в ближневосточном конфликте отражение своих исторических травм.

Беда Израиля или уж судьба - в том, что все проецируют на Израиль свои проблемы.

Но я, будучи историком, ухожу глубже. Я думаю, что это проблема монотеизма. Потому что в любой монотеистической религии евреям отводится особенная роль. В христианстве и в исламе. И сейчас это продолжается. Многие движения за социальную справедливость, по сути дела, на мой взгляд, являются в той или иной степени ответвлением христианства. То есть и в каждом этом контексте евреи или Израиль оказываются средоточием зла применительно к тому, что важно для этой группы людей.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке