19 февраля Палата представителей Конгресса США ушла на каникулы, так и не проголосовав по биллю о помощи Украине. Конгресс с сентября не может решить вопрос о новом оборонном бюджете, что тормозит предоставление военной помощи союзникам и грозит катастрофой Украине. Израиль и Тайвань тоже рассчитывают на постоянную поддержку США. Если Пентагон останется без полноценного бюджета, это запустит цепную реакцию по всему миру, считает независимый аналитик Колби Бэдвор.
Временное грозит стать постоянным
18 января Конгресс США продлил действие принятого еще в сентябре закона о временном финансировании работы администрации США до марта - с целью предотвратить правительственный шатдаун. Это означает отсутствие нового оборонного бюджета на 2024 финансовый год - и это серьезная проблема для Пентагона. Расходовать средства по-прежнему можно лишь в объеме, установленном для предыдущего финансового года, который закончился 30 сентября. Тогда же, в сентябре, Уильям Лаплант, заместитель министра обороны по закупкам и содержанию вооружений, пошутил, что было бы неплохо, если бы китайское правительство аналогичным образом связало себе руки.
Закон об ассигнованиях на национальную оборону на 2024 финансовый год (NDAA) предусматривает выделение до $886 млрд на оборонные расходы (его Байден подписал в декабре), но Конгресс должен ассигновать эти средства, причем это тоже должно было произойти еще в сентябре, но не произошло до сих пор. На 2023 год было выделено $858 млрд, увеличение бюджета на $30 млрд стало бы ощутимым подспорьем для Пентагона, однако Конгресс может еще и сократить оборонный бюджет до $842 млрд, запрошенных президентом Байденом, или вообще не принимать его, а просто продлить действующий закон о продолжении работы правительства на оставшуюся часть финансового года. Это сорвет запланированное увеличение мощностей по производству оружия и помешает реализации новых программ закупок.
Любой объем ассигнований ниже суммы, разрешенной NDAA, будет выигрышем Китая, России и остальных врагов Америки.
Перемены к худшему уже произошли
Перемены к худшему могут произойти в любой момент, что и случилось 7 октября. После террористической атаки ХАМАС на Израиль президент Байден направил в регион дополнительные военные силы, включая два авианосца с их ударными группами, дополнительные самолеты ВВС США и несколько подразделений зенитной артиллерии армии США. Это было разумное решение как для сдерживания террористических групп или даже государств, таких как Сирия и Иран, так и для усиления защиты американских военнослужащих и военных объектов в регионе.
Успех этих усилий под вопросом. В то время как "Хизбалла" - главная угроза Израилю - решила не мобилизовывать все свои ресурсы, американские войска в Ираке и Сирии подвергаются регулярным атакам со стороны спонсируемых Ираном группировок, которых на 29 января насчитывалось 165. Авиабаза Аль-Асад в Ираке неоднократно подвергалась обстрелу баллистическими ракетами, последний раз - 20 января. Хотя большинство ракет перехватывается системами Patriot армии США, некоторым удается преодолеть защиту, в результате чего страдают американские военнослужащие.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Но самые значительные для США последствия войны между Израилем и ХАМАС наблюдаются не в Ираке или Сирии, а в Йемене. С 19 октября поддерживаемые Корпусом стражей исламской революции хуситы, контролирующие западную часть Йемена, начали совершать беспорядочные нападения на торговые суда, проходящие через Красное море. Для патрулирования водных путей вокруг Йемена и защиты международной торговли была создана международная военно-морская оперативная группа под командованием США. Но военных кораблей слишком мало, чтобы сопровождать все торговые суда, даже если их количество сильно сократится по сравнению с обычными объемами перевозок.
На что Пентагону нужны деньги
Эти операции обходятся ВМС США и их партнерам по коалиции в ощутимую сумму. Приоритетом для ВМС США является снижение зависимости от ракет - как из соображений экономической эффективности, так и из-за логистических проблем, связанных с пополнением запасов. Системы вертикального пуска, установленные на многих военных кораблях США и их союзников, нельзя перезаряжать во время транспортировки. Эту проблему можно решить за счет дополнительных надводных боевых единиц стоимостью $11-37 млрд, и ВМС планируют запросить дополнительное финансирование для развития этого потенциала.
Одновременно продолжается работа по совершенствованию надводных средств радиоэлектронной борьбы, что позволит боевым кораблям поражать угрозы без лишних затрат, помимо собственной электроэнергии. То же самое можно сказать и об энергетическом оружии, которое активно разрабатывается ВМС для будущего развертывания на боевых кораблях.
Тем временем сохраняющаяся зависимость от традиционных кинетических средств защиты (в диапазоне от орудийных систем, стреляющих более доступными боеприпасами малого и среднего калибра, до более дорогих ракет-перехватчиков, способных уничтожать вражеские самолеты или подлетающие противокорабельные ракеты на большом расстоянии) усугубляет проблемы Министерства обороны с бюджетом. Неспособность Конгресса вовремя принять бюджет - тройная угроза, так как при этом ограничиваются средства на финансирование операций, сокращаются бюджеты на закупку запасных боеприпасов и замедляется разработка новых систем.
Но и это еще все. Оборонительные ракеты по-прежнему расходуются в заметных количествах, но теперь Соединенные Штаты перешли в наступление на хуситов. После того как хуситы не подчинились ультиматуму, выдвинутому США и союзниками 3 января, президент Байден и премьер Великобритании Риши Сунак приказали своим военным начать удары по силам хуситов. В ходе первого залпа 12 января по целям в Йемене было выпущено 80 "томагавков" (Tomahawk Land Attack Missiles, TLAM). В ходе последующих ударов, по крайней мере в трех случаях, было выпущено еще больше ракет, что типично для доктрины США.
Это, мягко говоря, неоптимальное применение оружия - незначительные средства ПВО, имевшиеся у хуситов, стали приоритетными целями во время первой атаки. Соответственно, уже нет необходимости использовать "томагавки" - дорогое и дефицитное оружие дальнего радиуса действия, когда с задачей могут справиться истребители с дооборудованными боеприпасами прямого действия (JDAM) и бомбами малого диаметра (SDB).
Новый комплект JDAM стоит $35-45 тысяч, новые бомбы серии Mark 80, к которым они крепятся, стоят всего $5 тысяч, а новая SDB может стоить всего $31 тысячу при закупке оптом. Между тем новая ракета "томагавк" Block V TLAM стоит почти $2,1 млн, включая саму ракету и пусковую установку. Бюджет ВМС, запрошенный президентом Байденом на 2024 финансовый год, даже не предусматривает закупку новых ракет Block V, а лишь переаттестацию и модернизацию старых Block IV до стандарта Block V. Это делает еще более нецелесообразным расходование больше сотни "томагавков" за один раз.
Запланирована разработка наземной штурмовой ракеты следующего поколения, которая заменит TLAM, но до ее практической реализации еще очень далеко. Важно, чтобы США не повторяли ошибку Великобритании и Франции, которые тратили деньги на разработку оружия будущего (крылатых/противокорабельных ракет) вместо пополнения запасов ракет, израсходованных во время боевых действий. Ведь из-за этого у Украины в конце концов закончатся ракеты Storm Shadow и SCALP-EG.
Военно-морскому флоту США нужно увеличивать свои запасы, а не сокращать их. В потенциальной схватке с Китаем понадобится все доступное оружие противостояния. Планы Центрального командования США на случай прямого конфликта с Ираном, вероятно, также будут в значительной степени опираться на эти резервы, так что расходование такого количества боеприпасов против хуситов для Пятого флота - далеко не идеальный вариант.
Грянул гром, или Последний звонок
Уже всего этого должно было хватить для того, чтобы Конгресс принял оборонный бюджет, но для решительных действий часто нужна трагедия, и она, к сожалению, произошла. 28 января дрон-камикадзе влетел в казарму армии США на военной базе "Башня 22" в Иордании и взорвался. Три армейских резервиста погибли, десятки других получили ранения. Президент Байден поклялся отомстить виновным - Ирану и его марионеткам, хотя никаких ответных мер пока не последовало. Тем не менее, возможность перерастания конфликта в региональную войну весьма реальна и должна побудить к немедленным действиям как Конгресс, так и президента.
После 7 октября Байден повторно запросил у Конгресса дополнительный бюджет по национальной безопасности. Хотя этот законопроект был представлен как иностранная помощь Украине, Израилю и Тайваню, он в равной степени предназначен и для Пентагона. В нем заложены столь необходимые средства для наращивания выпуска боеприпасов, пополнения запасов вооружений для союзников и закупки дополнительных боеприпасов для армии, флота и ВВС.
Однако у законопроекта есть существенные недостатки, которые президент и Конгресс должны исправить. В нем, в частности, нет средств на оплату дополнительных военных операций на Ближнем Востоке, которые уже обошлись в $1,6 млрд. Даже кампания ограниченной интенсивности и продолжительности против Корпуса стражей исламской революции и его сторонников, которая не приведет к крупномасштабной войне с Ираном, повлечет значительные оперативные расходы, не говоря уже о расходах на боеприпасы.
Читайте также
Без оборонного бюджета и гораздо более крупных дополнительных ассигнований Министерство обороны ждет счет на круглую сумму при весьма ограниченных средствах для его оплаты. Результатом станет значительное сокращение других программ, финансируемых в соответствии с резолюцией о продолжении работы. Это серьезно повлияет на боеготовность американских вооруженных сил и закроет любые перспективы дальнейшей помощи Украине и, вероятно, Израилю.
Вторжение в Украину привело к пробуждению американской промышленности, значительно увеличилось производство для переоснащения вооруженных сил США и их союзников по всему миру. В 2023 финансовом году были одобрены рекордные продажи оружия США - общая сумма оценивается в $238,4 млрд. Эти продажи - дивиденды, полученные благодаря инвестициям Конгресса в американскую оборонную промышленную базу.
Производить больше - значит иметь достаточно и для себя, и для своих друзей. Слишком малый объем производства означает, что американские войска идут в бой плохо экипированными, а враги Америки наживаются на уступленной им доле рынка. Если купить американское оружие не представляется возможным, многие потенциальные покупатели будут приобретать российское или китайское, даже в странах, ранее поддерживавших Соединенные Штаты. В книге бывшего посла Израиля в США Майкла Орена "Союзник" есть очень показательные слова: "[В ответ на переворот Ас-Сиси] Соединенные Штаты приостановили военную помощь в размере $1,55 млрд, предоставляемую Египту ежегодно с момента подписания мирного соглашения с Израилем. Впервые с тех пор, как Киссинджер вывел Египет из орбиты России в начале 1970-х годов, каирские лидеры отправились за оружием в Москву".
Именно такой выбор стоит перед американскими лидерами. Хотя избиратели, возможно, устали от внешних конфликтов, уход из внешней политики приведет лишь к еще большим проблемам. Отступление не решит проблемы, необходимы более разумные действия в противостоянии иностранным противникам, начиная с обеспечения военнослужащих, отправляющихся в бой, всеми необходимыми ресурсами. В противном случае, если Конгресс не сможет даже принять бюджет, Министерство обороны проведет следующий год, переставляя стулья на палубе тонущего корабля.