Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

50 лет безответственности: почему не верят в вину Амирама Бен-Улиэля

Чем более высокую должность занимает человек, тем больше с него спрос. Но любая комиссия показывает: не важно, что ты натворил - тебе ничего за это не будет.

06.10.2023
Источник:mnenia.zahav.ru
Амирам Бен-Улиэль. Фото: Томер Апельбаум

В этом году мы отмечаем 50 лет войны Судного дня. СМИ публикуют немало материалов, освещающими эти события. Сегодня мы располагаем множеством сведений о том, что было перед началом и во время войны - кто какие приказы отдавал, кто какую информацию передавал или скрывал, кто и о чем предупреждал… Понятно, что одной из причин того, что нападение оказалось внезапным, была эйфория от победы в Шестидневной войне, растянувшаяся на годы. Свою роль сыграли, конечно, и соперничество, если не открытая вражда, между военной разведкой и "Моссадом", и политические игры руководства страны…

Но вот после окончания войны была создана комиссия Аграната, которая возложила груз ответственности на тогдашнего начальника Генштаба Давида Элазара, и отвела удар от политического руководства- Голды Меир и Моше Даяна. Хотя Голде все равно пришлось уйти в отставку. А военным? Кто из них понес наказание?

В конце концов, никто и не ожидает от премьер-министра, что он будет стратегом. Он должен принимать решения на основании той информации, которую получает от военных.

Слава Богу, до сих пор живо немало участников той войны. Начиная с тогдашних глав "Моссада" и военной разведки Цви Замира и Эли Заира. Одному 98 лет, другому 95, но оба в здравом уме и твердой памяти и дают интервью прессе, как и другие люди, которые занимали командные должности в армии. Становится понятно, что не только Голда была введена в заблуждение, но также и Давид Элазар. Эли Заира, возглавлявший военную разведку, просто не передавал ту информацию, которая не соответствовала его концепции и это влияло на принятие решений.

Но победив в войне, руководство страны решило, что победителей не судят, хотя тысячи раненых и погибших были слишком высокой ценой за самомнение Эли Заира. Но даже сегодня, спустя 50 лет, он не готов признать, что заблуждался.

Тем не менее, его не разбаловали в рядовые - хотя следовало это сделать, на мой взгляд. Заира спокойно вышел в отставку и уже 50 лет является армейским пенсионером. То же самое произошло и с другими военными. Почему?

Это не мстительность и не потакание желаниям толпы. Просто чем более высокую должность занимает человек, тем больше у него ответственности и тем больше с него спрос. Но по итогам работы комиссии Аграната стало понятно (и это так по сей день), что не важно, что ты натворил - тебе ничего за это не будет.

Потом мы могли наблюдать это по итогам работы комиссий, созданных после Второй Ливанской войны (2006),пожара на горе Кармель, падения моста во время открытия "Маккабиады", трагедии на горе Мерон, обвалу строящейся парковки в Тель-Авиве, трагедия на ручье Цафит.

Во всех этих и многих других случаях комиссии по расследованию не нашли конкретных виновных. А если учесть, что работа комиссий длится годами, то к моменту, когда они сообщают свои выводы, общество уже успевает забыть, о чем речь. И даже если дело доходит до суда (который тоже тянется много лет), то итогом становится символическое наказание.

А вот пример совсем другого рода - дело Задорова. Прошло уже несколько месяцев после того, как он был оправдан за недоказанностью вины. Человек потерял 16 лет жизни. Но разве в полиции и прокуратуре начали проверку? Как было получено признание, почему полиция и прокуратура скрывали факты от суда? Почему любые попытки адвокатов Задорова позвать экспертов отклонялись и в итоге удовлетворялись только после апелляций?

Даже не сомневайтесь - ни один следователь, ни один криминалист и ни один сотрудник прокуратуры, причастные к этому делу, не понесли и не понесут никакого наказания, даже дисциплинарного. Подобно тому. как не понесли наказания те, кто был связан с печально известным делом Баранеса или делом об убийстве солдата Олега Шойхета, и еще несколькими подобными, в которых осужденный оказывался невиновным.

Специалист по уголовному праву профессор Боаз Саджера в одном из своих интервью несколько лет тому назад утверждал, что в израильских тюрьмах сидят не десятки, а сотни людей, подобных Роману Задорову, но им не так повезло с вниманием СМИ.

Можно спорить о цифрах, но если даже речь идет о нескольких десятках, то это на несколько десятков больше, чем должно быть. Я знаком с адвокатами, специализирующимися на уголовных делах, и они рассказывают, что при желании можно вынудить любого человека признаться в чем угодно. И для этого не надо отбивать почки или расплющивать пальцы дверями. В НКВД был "план по валу", поэтому работали топорно, грубо, но признательные показания можно получить и без этого.

Предвосхищая обвинения в маниловщине - я прекрасно понимаю, что в полиции и прокуратуре работают люди, а не ангелы. Могут случаться ошибки, на ход следствия могут влиять тщеславие следователя, бытующие в обществе стереотипы. И я не предлагаю делать пересмотр всех уголовных дел. Но уж, по крайней мере, в тех случаях, когда обнаружилось, что действительно был осужден невиновный человек, это не маниловщина - ожидать, что причастные понесут наказание. Любая система, хоть в организме человека, хоть в организме государства, если время от времени не очищается - выходит из строя и начинает разлагаться.

В последние недели мы являемся свидетелями активной медийной и политической кампании, связанной с Амирамом Бен-Улиэлем. Этот человек был осужден за убийство на националистической почве за убийство родителей и их маленького сына в палестинской деревне Кфар-Дума в 2015 году. Две судебные инстанции, окружной и Верховный суд признали его виновным. Адвокаты Бен-Улиэля утверждали, что его признания были получены ШАБАКом с использованием "мер физического воздействия". Суд принял их доводы и отклонил часть пунктов обвинения, но и того, что было принято, оказалось достаточно, чтобы дать три пожизненных заключения.

Читайте также

Сегодня некоторые политики и раввины радикальной части поселенческого движения, связанного с "молодежью холмов" (в основном из партии "Оцма Йегудит", но не только), проводят пиар-компанию, представляя Бен-Улиэля как еще одного Задорова. Это делается даже вопреки тому, что сам Бен Улиэль, в отличии от Задорова, ни разу не заявил о своей невиновности.

Тут стоит отметить, что никто из тех, кто 50 лет тому назад начинал поселенческое движение в Иудее и Самарии и 99% сегодняшних поселенцев не отождествляют себя с Бен Улиэлем и его товарищами-анархистами. Я говорю это как человек, который сам прожил более 10 лет в одном из поселений. Но я убежден, что пиар-компания сторонников Бен Улиэля, направленная на то, чтобы подорвать доверие к судебной системе, наверняка достигнет своей цели.

Почему? Да потому что как минимум последние 50 лет государственная система Израиля не готова признать свои ошибки и очищаться и это привело к большому количеству человеческих трагедий и к тотальному падению доверия к государственным институтам.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке