Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

Думай, что говоришь, а не говори, что думаешь

Прямым следствием "возлюби ближнего, только если он такой как ты", является видение другой стороны исключительно через призму стереотипов.

02.10.2023
Главный сефардский раввин Ицхак Йосеф. Фото: пресс-служба пресс-служба Главного раввината

Уже второй день в Израиле обсуждают неудачное, мягко говоря, высказывание Главного сефардского раввина Ицхака Йосефа про светских. Для тех, кто не слышал, приведу цитату: "Человек, который употребляет некошерную пищу, глупеет, его способность к пониманию ухудшается". Помимо того, раввин заявил, что светские евреи опасны, потому что завидуют религиозным. Предметом зависти, по его словам, является вот что: "Они видят, что у религиозных есть праздники, которые они проводят вместе с детьми. Вся проблема в зависти, из нее произрастает ненависть."

Эти высказывания являются классическим примером того, как бездумное использование тех или иных цитат из священных книг может привести к "хилуль ашем" (оскорблению Всевышнего). Хотя понятно, что сам рав Ицхак Йосеф к этому не стремился, результат именно таков.

Давайте разберем фактологию. Источником высказывания про влияние некошерной еды на еврея является цитата из Талмуда, про то, что "нарушение [заповеди] приводит к отуплению сердца". Обратите внимание, что эта цитата не говорит об IQ человека и его интеллектуальных способностях. Это подтверждает другая цитата из Талмуда: "Верь в то, что у других народов есть мудрость." При этом другие народы не обязаны соблюдать законы кашрута (за исключением запрета поедать части тела от живого животного, данным в рамках Семи Законов потомков Ноаха).

Наши мудрецы имели в виду влияние нарушения заповедей на духовный облик человека, а не на его когнитивные способности. Видимо, это и имел в виду рав Ицхак Йосеф. Влияние соблюдения или не соблюдения заповедей на душу человека является аксиомой для любого ортодоксального еврея.

Одним из самых ярких доказательств того, что речь идет исключительно о духовных вещах, является большое количество нобелевских лауреатов еврейского происхождения во всех областях науки. Этих людей тяжело обвинить в тупости, хотя большинство из них является религиозными евреями и не соблюдают кашрут.

Подлинный смысл утверждение состоит в том, что целью дарования Торы было приближение еврейского народа к Творцу через соблюдение Его заповедей. Исполняя заповедь, еврей становится ближе к Всевышнему и это благотворно влияет на его душу. Нарушение заповеди дает обратный эффект. Кстати, на этой идее базируются все действия ХАБАДа и вообще все, что связанно с понятием "кирув" (приближение к иудаизму).

Применительно к законам кашрута об этом говорится у Рамбана (Нахманида) в комментариях, где он критикует подход Рамбама (Маймонида) к этому вопросу. По мнению Рамбама, законы кашрута прежде всего полезны с медицинской точки зрения. Рамбан же подчеркивает именно духовное влияние этой заповеди. При этом они оба были врачами.

Высказывание, подобное высказыванию рава Ицхака Йосефа можно услышать десятки и сотни раз от раввинов в любых ешивах, религиозных школах и на религиозных лекциях. Тут у ортодоксальных иудеев есть консенсус. Проблема с высказыванием заключается не в том, что оно не соответствует мейнстриму ортодоксального иудаизма или что он привел одно из нескольких мнений, не уточнив, что есть и другие. Проблема в том, что рав Ицхак Йосеф не один из многих, он занимает официальный пост, являясь - вместе с президентом, премьер министром, спикером Кнессета, главой Верховного Суда - одним из символов государственной власти.

И тут мы сталкиваемся с гораздо более серьезной проблемой, связанной с выбором главных раввинов и предназначением Главного раввината в целом. Ни для кого не секрет, что уже не одно десятилетие вокруг этих выборов ведутся политические игры. Уже давно среди главных раввинов Израиля не было никого, кого даже с натяжкой можно было бы назвать выдающимся знатоком Торы своего поколения. А один из них, Йона Мецгер, даже умудрился попасть в тюрьму за нарушение базовых запретов Торы (за взятки). Конечно, мудрости и не требуется, ведь речь идет о бюрократе от религии. Но все таки…

При этом одной из задач Главного раввината, установленной соответствующим законом от 1980 года, является (пункт 2.2) "приближение общества к ценностям Торы и заповедей". И хотя я бы не сказал, что Главный раввинат успешно справляется с этой функцией, формально Главный раввинат отвечает за работу всех организаций, занимающихся "кирувом" в Израиле.

Если сравнить двух нынешних Главных раввинов (ни один из которых не является большим знатоком Торы), то мы увидим, что в отличии от рава Ицхака Йосефа, рав Давид Лау прекрасно умеет общаться с нерелигиозной публикой. В то же время, рав Ицхак Йосеф за всю свою каденцию ни разу не дал интервью нерелигиозным СМИ. А за некоторые его высказывания, против него открывались дисциплинарные расследования.

Разница в том, что рав Лау много лет был раввином города Модиин, и прекрасно знает, как общаться со светской публикой. Помимо этого, он еще и в армии служил (причем не армейским раввином, а в военной разведке). Да и человек он харизматичный, как и его папа. А рав Ицхак Йосеф всю свою жизнь провел в ешиве "Хазон Овадия", редактируя книги своего папы, Овадии Йосефа. И все его жизненное пространство - это харедимные иерусалимские районы "Ар Ноф" (где расположена ешива), Санхедрия (где находится его дом) и Ромема, где стоит здание Главного раввината. Возникает вопрос, когда главный раввин последний раз общался со светским евреем, что называется человеком с улицы?

Читайте также

И это тоже серьезная проблема всего религиозного общества - уже несколько десятилетий его жизнь определяет желание отгородиться, построить свое гетто, и не смешиваться с остальными, будь то отдельный город (Бней Брак, Эльад, Рехасим), отдельный религиозный район, отдельный жилой комплекс или поселение в Иудее и Самарии. В результате у религиозных детей и подростков есть самая минимальная интеракция со светскими до возраста призыва в армию или выхода на рынок труда, если, конечно, у них, не приведи Господи, нет близких нерелигиозных родственников.

Прямым следствием такого процесса "возлюби ближнего, только если он такой как ты", является видение другой стороны исключительно через призму различных клише и стереотипов. А поскольку высказывание рава Ицхака Йосефа очень сильно противоречит реальности, получается, что либо он абсолютно от этой реальности оторван, либо что Главный раввинат и все многочисленные организации, занимающиеся "кирувом", работают из рук вон плохо.

Вот почему, если бы у меня была такая возможность, я бы напомнил раву Ицхаку Йосефу, рекомендацию наших мудрецов из "Поучений отцов", актуальную во всех поколениях: "Мудрецы, будьте осторожны в речах Ваших".

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке