Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Мнения

А
А

У плана Кааны есть шанс, у плана Герцога - нет

План Матана Кааны по созданию сионистского ПНЕ с обязательством Нетаниягу уйти в конце срока гораздо более реалистичен, чем план президента.

08.09.2023
Фото: GPO / Haim Zach

Инициатива, исходившая от президента, - смягчить или заморозить законодательство по юридической системе, - красиво смотрелась, но изначально была пустышкой. Вы скажете, да что это с тобой. Ты же сама писала на страницах газеты, как правильна и уместна была инициатива президента в феврале. Что Герцог обеспечил стране в своем дворце бомбоубежище. А теперь ты против его инициативы, против переговоров?

В том-то и дело, что в убежище можно провести пару месяцев. Но оставаться там до конца каденции, даже при том, что коалиция в ее нынешнем составе не дотянет до 2026 года, это уже нереально.

В минувший понедельник я сидела в зале гостиницы "Дан Континенталь" в Яффо. Юрколлегия отмечала начало года: на этой неделе завершились летние каникулы в судах. На сцене политики обсуждали актуальные события , в дискуссии участвовал Симха Ротман и крики в зале были такие, что их наверняка слышали на том берегу моря. Ротман, в частности, сказал, что Эстер Хают намеренно ведет страну к конституционному кризису. Смотрелось все это немного как фарс: политик, объявивший судебной системе войну до победного конца, жалуется, что президент Верховного Суда инициирует конституционный кризис. Председатель юридической комиссии Кнессета, на заседаниях комиссии постоянно и грубо затыкающий рты оппонентам, плачется, что ему не дают говорить. Но это же Симха Ротман, религиозный еврей, выхватывающий мегафоны у демонстранток в Шабат в Нью-Йорке (Галаха это запрещает). Ему законы не писаны, он сам - закон.

Взвешенную и логичную оценку ситуации дал как раз партнер Ротмана по коалиции, депутат от "Яадут ха-Тора" Яаков Ашер. Ашер заметил, что переговоры между коалицией и оппозицией априори бесперспективны, ведь если бы политики могли договориться, они бы сидели вместе в коалиции. Сама идея таких переговоров идет вразрез с правилами игры. Инициатива президента вышла в прессу несколько часов спустя, но Яаков Ашер предвосхитил развитие событий. Сказал - бесперспективно, так оно и вышло. Даже обыкновенная коалиция не может договориться с обыкновенной оппозицией. А тут не просто коалиция и оппозиция, тут Нетаниягу и Ганц.

Означает ли это, что мы неминуемо придем к столкновению? А, может быть, все же есть выход?

Да, выход есть. Только один. Правительство национального единства.

Инициатива, с которой - без согласования с лидером своего списка, по собственному почину,- выступил пару недель назад Матан Каана, наивна и представляется утопической. И, тем не менее, она куда реальнее, чем оказавшаяся мертворожденной инициатива президента.

Каана не изобрел велосипеда, он просто добавил несколько гаек, чтобы усовершенствовать модель. Сама модель классическая. Две большие партии, в нашем случае - три ("Ликуд", "Еш Атид", "Махане Мамлахти"), создают коалицию, договариваясь об общих принципы. У них 68 мандатов. Далее- партии, которым эти принципы подходят, могут присоединиться к коалиции. В нашем случае такая партия окажется только одна: НДИ. Итого, 74 мандата. Вполне приличная устойчивая коалиция. Сионистские партии без радикалов. Новшества, которые предлагает Каана, вот какие: премьером будет Нетаниягу, через два года выборы и Нетаниягу из политики уйдет.

Вы скажете - уйдет он, как же. Мало ли, что он там пообещает, не в первый же раз. Все так. Но через два года Нетаниягу будет 77. Даже он не вечен под луной.

Да, план Кааны на первый взгляд - приз Саре и Яиру. Но только мы ведь не выбираем между добром и злом, мы выбираем - наименьшее зло. Нетаниягу со всеми его Шломо Караи-- медальон-с Биби-на-шее, с Мири Регев, которая натравливает своего водителя на охранников другого министра, - это беда. Но вот созданный им блок, блок безответственных радикалов-пироманов и упертых фундаменталистов, это уже тотальное бедствие. Политическая реальность диктует обществу выбор и недовольным нынешней коалицией, скорее всего, придется выбирать наименьшее из зол. А это означает отказаться от установки "только не Биби" в пользу установки "только не этот блок".

Два вывода можно сделать из выборов 2022 и последовавших за ними событий. Первый: Нетаниягу не исчезнет вот прямо сейчас с нашего национального и политического горизонта. Второй: это уже другой Нетаниягу. Слабый, измученный, отчаявшийся, загнанный в угол. И самое главное: ведомый.

Вот он, выбор: кто будет вести, в чьем фарватере будет следовать премьер-министр. Будут ли ему диктовать Смотрич, Бен Гвир, Гольдкнопф или Ганц, Саар, Лапид и Либерман. Примет ли широкую коалицию фракция "Ликуда" в ее нынешнем составе, это интересный вопрос. Возможно , Ярив Левин пойдет на раскол и ему удастся вместе со всякими Тали Готлиб наскрести требуемую треть - 11 депутатов. Но даже и при таком раскладе у коалиции останутся 63 мандата.

Читайте также

И да, в этом правительстве национального единства не найдется места депутату Яакову Ашеру. Потому что, к сожалению, не он определяет линию своей фракции. Определяют ее непримиримые радикалы.

О деталях можно спорить, реализация любого плана почти всегда отличается от первоначальной идеи. И еще, следует отдать должное Авигдору Либерману: идея создания коалиции сионистских партий без радикалов изначально принадлежала ему.

Это наиболее реальный маршрут, единственный, который позволит избежать гражданского противостояния. Выборы не изменят ситуации кардинально. С апреля 2019 израильский избиратель четко дает понять, что другого пути в настоящее время у нас нет.

Источник: Маарив

Авторский перевод

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке