Zahav.МненияZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+23+15

Мнения

А
А

Возможен ли призыв ультраортодоксов?

Проблема ультраортодоксального истеблишмента в том, что иудаизм не только не запрещает служить в армии, но и видит в этом соблюдение заповеди.

13.08.2023
Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

Конституционный кризис, начавшийся четыре года назад, и дошедший до одного из своих пиков в наши дни, связан не только с попыткой изменения государственного строя, которую совершают Левин и Ротман. По большинству технических вопросов - распределение мест в комиссии по назначению судей или сколько депутатов Кнессета могут отменить постановление БАГАЦа - так или иначе можно договориться, хотя известно, что успешные переговоры, это всегда переговоры, результат которых не удовлетворяет обе стороны.

Но подлинным источником данного кризиса является закон о призыве ультраортодоксов. Он же является причиной, по которой руководство этой общины выбрало союз с "Ликудом".

Как можно выйти из данного кризиса? Прежде всего, мы должны отдавать себе отчет в том, что на государственном уровне есть большая разница между "хочу" и "могу". Иногда они совпадают, чаще - нет. При этом, в отличие от диктаторских режимов, демократическое государство сильно ограничено в применении как юридических, так и физических мер воздействия.

Общеизвестно, как мы дошли до жизни такой - от освобождения от службы 400 учеников ешив и до сегодняшних 160 тысяч. При этом у духовного и политического руководства ультраортодоксов тоже существует очень серьезная проблема с призывом в армию. Проблема эта прежде всего теологическая.

Современный западный мир признает одним из базовых прав человека право на свободу совести и исполнение религиозных обрядов. Сегодня существуют религии и секты, адепты которых декларируют себя как пацифистов, и отказываются брать в руки оружие и служить в армии.

Проблема ультраортодоксального истеблишмента заключается в том, что иудаизм, как религия, не только не запрещает служить в армии, но и видит в этом в определенных случаях соблюдение одной из заповедей Торы. И в письменной, и в устной Торе, и в респонсах галахических авторитетов обсуждаются темы армии, ведения войны, отношения к пленным, к захваченному имуществу, и т.д. Не говоря уж о том, что большая часть евреев, соблюдающих заповеди, служит в армии. А в последнее время, увеличилось и количество религиозных девушек, предпочитающих армейскую службу альтернативной. И вот эти "неправильные" религиозные очень сильно мешают харедимному мейнстриму.

При этом общеизвестно, что все попытки государства за последние два десятка лет как-либо интегрировать ультраортодоксов в армию, даже на особых условиях, благополучно провалились. Теоретически, можно было бы договориться о том, что харедим служат меньше обычного срока, или делают только то, что называется "шлав бет" (курс молодого бойца плюс резервистская служба - прим. mnenia.zahav.ru), или проходят альтернативную службу. Не идеально, но по крайней мере лучше, чем ничего. Но никаких договоренностей нет.

Эта ситуация вызывает неудовольствие у большинства израильтян. Понятно, что речь идет о нарушении базового принципа равноправия. Я сам отслужил в армии, и делал "милуим", и мой сын уже тоже отслужил в армии. И пока мы служили, вместо того, чтобы учиться или работать, сначала мои, а потом его ровесники сидели в ешивах. Я никоим образом не умаляю важности изучения Торы, но поверьте мне, что можно совмещать службу в армии и соблюдение заповедей.

Помимо позиции самого ультраортодоксального сообщества и общественного недовольства, есть еще три фактора: армия, Верховный суд и политика.

Я предполагаю, что для любого начальника Генштаба страшный сон , это не иранская угроза и не "Хизбалла", а когда ему снится, что все харедим, которые должны служить, дружно пришли к воротам призывного пункта, и теперь армии надо с ними что-то делать.

Армейское руководство вынуждено подчиняться правилам игры и дипломатично заявлять, что оно исполняет закон и решения правительства, но реально последнее, чем оно хочет заниматься, это интеграцией ультраортодоксов.

Почему армии не нужны харедим? Прежде всего, потому что они ей стоят гораздо дороже, чем обычный 18-летний солдат. Поскольку средний юноша-ультраортодокс вырос в средней же ультраортодоксальной семье, в которой кроме него есть еще несколько детей, а папа учится в колеле, то он будет иметь право, помимо обычной армейской зарплаты, еще на дополнительную социальную выплату ("ташлум мишпахти"). Это может составлять не одну тысячу шекелей в месяц на каждого. А если молодой человек женат и у него есть ребенок, то он будет получать примерно 5000 шекелей в месяц, как и все остальные харедим, которых смогли интегрировать в те или иные армейские программы. К этому стоит добавить еще, что в большинстве случаев он будет иметь право случить рядом с домом.

С юридической точки зрения, в парадигме равенство прав и обязанностей даже самый консервативный суд не сможет заявить, что принадлежность к определенной социальной группе является достаточным поводом для освобождения от армейской службы. По этой причине БАГАЦ не мог и не сможет принять те варианты закона о призыве, которые уже были предложены и, скорее всего, будут предложены вновь.

С политической точки зрения, при том примерном паритете, который сложился в последние годы в Израиле между большими партиями, у каждой из сторон есть достаточно проблематичный выбор, с кем формировать коалицию. Тут либо харедимные партии, либо арабские, других вариантов просто нет. Ультраортодоксальный истеблишмент это прекрасно знает и этим пользуется.

Есть ли у государства реальные рычаги, позволяющие изменить данную ситуацию? Чистый популизм "государство должно их заставить" я не рассматриваю , поскольку политика - это искусство возможного. Но при этом есть опция кнута - и опция пряника.

Давайте рассмотрим варианты с кнутом. Представим себе, что государство приняло закон, обязывающий ультраортодоксов призываться в армию. Ну и что? Что изменится в жизни среднего харедимного юноши из Бней Брака, Иерусалима или Бейтара? Ничего. Демократическое государство ограничено в возможности применения силы. Кто-то может вообразить себе ситуацию, при которой тот же Бней Брак окружается по периметру войсками и подразделение по ловле дезертиров усиливают 2-3 пехотными бригадами, которые будут прочесывать все дома в поисках потенциальных призывников? Кто-то действительно рассматривает подобный сценарий, как реальный?

Но хорошо, давайте представим себе, что описанное выше произошло. Я не буду касаться того, как это все выглядело бы в репортажах СМИ и какие реакции были бы в мире. Ну, допустим, смогли поймать несколько тысяч уклонистов. Что дальше? Кто сможет заставить их служить, если они этого активно не хотят? А где их всех держать? У нас и так нету мест в тюрьмах. А их еще и кормить надо. И на какое время их оставить в тюрьме? Ну, посидят они там 3-4 недели и что? Будут продолжать так же учить Тору, как учили в своей ешиве.

Наложить на каждого призывника, не пришедшего на призывной пункт, штраф? Заплатят. Подобно тому, как платили налоги джизия и харадж религиозные меньшинства в Османской империи. Частично помогут ультраортодоксальные общины диаспоры, кроме того, сразу же появятся религиозные постановления, разрешающие покрывать эти штрафы из денег, выделяемых на десятину.

Лишение скидок (на муниципальный налог и т.д.) тоже проблематично, поскольку эти скидки распространяются на все слои населения. И, если лишить их только харедим, то это тоже будет проявлением дискриминации.

Читайте также

Теперь о пряниках. Пряники по вышеупомянутой причине, тоже нельзя давать только ультраортодоксам, обделяя других солдат. Между тем, общие льготы, которыми пользуются демобилизованные военнослужащие для большинства харедим не актуальны и не настолько привлекательны, чтобы прервать учебу в ешиве и призываться в армию.

В итоге, как мне кажется, попытка решить проблему в существующих ныне рамках, обречена на поражение. Любая теория лучше всего проверяется на практике, а какова практика, мы видим уже не один десяток лет.

Как я писал выше, средний израильтянин недоволен нынешней ситуацией. Вопрос, насколько это недовольство для него критично и является экзистенциальным? В конце концов, у каждого есть родственники, которых мы не любим, но вынуждены общаться, или неприятные соседи, или токсичные коллеги... Да мало ли, что у нас в стране нам не нравится, но мы продолжаем с этим жить... Я не имею в виду тех, кто занимается этим вопросом профессионально, зарабатывая политический капитал. Но для большинства израильтян повышение учетной ставки гораздо критичнее, чем обсуждаемая тема.

Какие я вижу реальные варианты в сложившейся ситуации? Один - переход на профессиональную армию. Уже сегодня из-за того, что армии требуется все больше военнослужащих с высокой квалификацией, количество контрактников неуклонно растет.

Второй вариант - меньше акцентировать внимание на этой проблеме. Да речь идет о неравенстве, смотрите выше. Но иногда бывают ситуации, когда нужно быть умным, а не правым. Если отказаться от попыток решить проблему любой ценой, это изменит позицию ультраортодоксального истеблишмента и позволит ему проявлять большую гибкость на политической арене.

Еще один вариант - отложить решение проблемы, поскольку на данный момент хорошего решения нет. Так же как нет хороших решений для проблемы палестинской автономии, Газы, Ливана или жилищного кризиса. Я знаю, что мое мнение не самое популярное, но более популярные, которые я уже много лет вижу в СМИ, доказали свою несостоятельность.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке