Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+25+18
Иерусалим
+23+14

Мнения

А
А

О религиозных чувствах и законах

Насколько я понимаю законодательство, что речь идет, прежде всего, о совместном проколе нашего МИДа и посольства Германии.

21.07.2023
Фото: Getty Images / Chris McGrath

Вчера возле Стены Плача произошло достаточно редкое событие, вызвавшее много эмоций. Во время визита министра образования и науки Германии, у сопровождавшего ее аббата из Германии (настоятеля церкви Дормицион ) попросили снять крест. У многих людей это вызвало разные эмоции, от недоумения до возмущения.

Я по характеру человек не очень эмоциональный, но очень любопытный. Поэтому я решил разобраться кто прав, а кто не прав. Я хоть и не адвокат, но законы люблю, интересуюсь и часто в них можно найти много чего интересного.

Дополнительным стимулом к тому, чтобы проверить этот инцидент было то, что помимо обычной для религиозного еврея эмоциональной связи со Стеной Плача, у меня есть еще одна причина. Весной и летом 1992 года я сам работал в охране комплекса Стены Плача, просил туристов не фотографировать и не фотографироваться по шаббатам и праздникам, следил, чтобы мужчины не подходили к Стене без кип, и предлагал женщинам накинуть на себя платки. Ну, еще мы собирали и раскладывали молитвенники. Сам я в то время еще ничего не соблюдал, но от работы там получал много удовольствия, прежде всего с этнографической точки зрения. Например, там я, работая в один из шаббатов, поел кугл. И с тех пор стараюсь не давать пожертвования профессиональным нищим. Профессиональные нищие у Стены плача уже в те времена имели по нескольку квартир. Извините, что немного отвлекся на воспоминания о молодости.

Все мы знаем, что Стена Плача это одно из наиболее святых мест для еврейского народа. Одно из, потому что наиболее святое, это то, что находится над ней - Храмовая Гора, но пока для подавляющей части народа она закрыта. И прежде всего по галахическим причинам. Но помимо того, что есть простое знание о святости того или иного места, в Израиле с 1967 года существует Закон об охране святых мест. Он был принят 27 июня 1967 года, сразу же после победы в Шестидневной войне.

Закон короткий, состоит из 5 пунктов. Пункт 2а говорит о том, что человек, оскверняющий одно из святых мест, может получить в наказание 7 лет тюрьмы! Напомню, что в те времена у социал-демократического МАПАЯ было большинство и в Кнессете, и в обществе, но при этом они понимали, что религиозные чувства представителей всех религий нужно уважать. Насколько их волновало то, что это еще и записано во всеобщей декларации прав человека ООН, я не знаю. Что характерно, что помимо министра по делам религий рава Зераха Вархавтига (вязанная кипа), этот закон был подписан так же двумя должностными лицами, которых бы сегодня определили как "датлаш" ( бывшие религиозные)- президентом Израиля на тот момент Шнеуром Залманом Шазаром, который происходил из известной и уважаемой хабадской семьи Рубашовых, и главой правительства , на тот момент, Леви Эшколем, который в юности тоже "учился понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Самое интересное, что никто из "борцов с религиозным диктатом" ни разу не пытался этот закон отменить.

Для того, чтобы любой закон действовал, к нему идут подзаконные акты ("таканот"), которые объясняют, как его применять на практике. Не прошло и 14 лет с момента принятия закона, и в 1981 году появились инструкции об охране святых мест для евреев. Было определено, какие места являются святыми (не каждая могила в Галилее и тем более не каждая синагога), естественно Стена Плача и прилегающее к ней пространство таковым является. Вторая статья пункт А разбирает, что запрещено на территории святого места. Подпункт 2 определяет, что запрещено появляться в таком месте в "несоответствующей одежде", а пункт 5 данного документа устанавливает, что за любое из нарушений связанных с осквернением святого места полагается или тюремное заключение на 6 месяцев или штраф 500 шекелей.

Тут я не могу не отвлечься и не напомнить читателям про то, что в начале февраля министерская комиссия по законодательству должна была рассматривать законопроект партии ШАС, согласно которому за неподобающее поведение или нескромную одежду у Стены Плача наказание должно быть или шестимесячное тюремное заключение, или многотысячный штраф. Не касаясь сейчас сути законопроекта, он является замечательным примером того, почему наш парламент чемпион мира по законотворчеству. Ведь реально, как оказалось, речь идет не о каком-то новом законопроекте, а всего лишь об увеличении штрафа в уже существующей инструкции. В результате многочисленных протестов этот законопроект был снят с повестки дня. В общем, очередной исраблоф.

Но это еще не все. Помимо вышеупомянутого Закона об охране святых мест, у нас есть и другие законы, защищающие чувства верующих, но уже с точки зрения уголовного права. Это же касается и оскорбления лиц, исполняющих определенные должности, например статья 288 в нашем уголовном кодексе ("хок аоншин") разбирает ситуацию, когда некто оскорбляет словесно или действием сотрудника религиозного суда во время исполнения его обязанностей. Отдельная 255 статья рассматривает оскорбление судьи как обычного суда, так и религиозного суда.

У нас есть так же несколько других статей уголовного кодекса (170-174), которые разбирают оскорбление религиозных чувств и оскорбление религии. Имеется в виду любая религия, а не только иудаизм. Все это рассматривается с точки зрения нарушения человеческого достоинства ("квод ха-адам"). Естественно, принципы оскорбления религиозных чувств часто входят в противоречие с принципом свободы слова и самовыражения и за последние 75 лет израильские суды всех инстанций неоднократно рассматривали подобные случаи. Например, один из последних известных мне (правда я не знаю, дошедших ли уже до суда) был, когда женщина в знак протеста против вышеупомянутой инициативы ШАС, разделась до нижнего белья на площади у Стены Плача.

Читайте также

Вряд ли кто-то знает точно, что является или не является оскорблением религиозных чувств, поскольку в свое время, исходя из принципа свободы самовыражения, были разрешены исполнения танца "Эхад Ми Йодеа" ансамблем Бат Шева (YouTube вам в помощь) и некоторые провокативные скульптуры Игаля Тумаркина.

Подводя итог этой части разбора инцидента, мне кажется, насколько я понимаю законодательство, что речь идет, прежде всего, о совместном проколе нашего МИДа и посольства Германии. Я уверен, что если бы они заранее предупредили и объяснили аббату о чем идет речь, такого конфликта просто не возникло бы.

Можно обсуждать хороший это закон или нет, и стоит ли его изменить в ту или иную сторону, но на данный момент, это закон.

Вторым важным аспектом данного инцидента является вопрос про отношение современного иудаизма к современному христианству в целом и к его ритуальным атрибутам в частности.

Я не привожу линки на все упомянутые мной юридические документы, поскольку они находятся в открытом доступе, и я уверен, что все мои читатели умеют пользоваться гуглом.

Поскольку данный текст уже и так большой, а тема эта серьезная и ее нельзя уложить в 2-3 предложения, постараюсь вернуться к ней в другом посте.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке