1
Человечество придумало множество проектов обретения всеобщей справедливости, но особенность демократии состоит в том, что она обещает наступление счастливых времен не в призрачном будущем, а сегодня. Кроме того, уже само по себе словосочетание "народовластие" хотя бы на короткое предвыборное время придает ощущение собственной значимости множеству людей, до которых до и после выборов никому нет дела.
Но привлекательные символы демократии Свобода, Равенство, Братство на самом деле только лозунги, поскольку не соответствуют природе человека и (тем более) опыту существования целых сообществ людей. Так же, как, например, продолжающий демократические лозунг коммунизма "От каждого по способностям, каждому по потребностям", который не учитывает, что способности человека ограничены, а потребности нет.
К этому прилагаю цитату из энциклопедии: "Одной из основных целей современной демократии является ограничение произвола и злоупотреблений властью. Этой цели часто не удавалось достигнуть там, где права человека и другие демократические ценности не были общепризнанными или не имели эффективной защиты со стороны правовой системы".
Но почему "этой цели часто не удавалось достигнуть"? Да потому, что реалии демократии образуют противоречие: для того, чтобы "демократические ценности" проявили себя в полной мере, нужно соблюдать права человека, но для того, чтобы соблюдать права человека- нужна действительная (защищенная правовой системой) демократия. Разрешить это противоречие пока что безуспешно пытаются нынешние руководители государства Израиль.
2
Взявшиеся государствами управлять разделяются по своей компетенции на две группы: тех, кто занимается проблемами внешней политики и экономики, и тех, кто обеспечивает внутреннюю стабильность и защищенность от всяческих угроз.
Однако единственная демократия на Ближнем Востоке оказалась не способной гарантировать, что рычаги власти будут находиться в руках людей, действительно имеющих знания и опыт, необходимые для принятия решений, идущих во благо страны. Увы, мы наблюдаем безразличие нашей демократии к тому, кто будет заниматься выполнением вышеупомянутых функций, если министром строительства может стать тот, кто едва отличает цемент от извести, министром здравоохранения- знающий назначение аспирина, а министром транспорта- получивший права на вождение машины.
Так что нечего возмущаться совсем недавним решением очередного министра внутренних дел, которое дает право раввинам и выпускникам колелей занимать в местных советах должности строительных инспекторов для контроля за соблюдением технологии и качества работ. (Очень советую выяснить, кто контролировал строительство того дома, в котором вы собираетесь приобрести квартиру).
3
И в том еще израильская демократия не походит на другие, что в стране нет конституции. Ее подменяет Высший суд справедливости, который, будучи независимым, должен следить за справедливым исполнением действующих законов и за разумным содержанием новых.
Однако законотворцы, которым постановления этого суда не всегда приходятся по нраву, решили изменить правила назначения судей, сделав их зависимыми от предпочтений парламентской коалиции. И если этот пассаж удастся, то придется нынешнему Высшему суду дать новое, более соответствующее ситуации название: Высший суд израильской демократии, решения которого будут определяться интересами депутатов коалиции. А какое количество жителей Израиля, имеющих право голоса, представляет нынешняя парламентская коалиция, это легко проверить: 34%.
В связи с этим напомню о том, что в США и Европе, кроме Верховного суда существуют еще двухпалатные парламенты, не редактируемые Конституции, президентские вето и другие демократические инструменты, контролирующие решения властей.
4
Известно, что, избранные в законодательные органы депутаты, любят применять к себе определение "слуги народа", хотя за "службу" свою получают (и очень даже неплохую) зарплату, то есть плату за работу. Но любая работа - это целенаправленные физические и умственные усилия, имеющие конкретную цель, за достижение которой, взявшийся эту работу выполнять, несет ответственность. Например, врач- за здоровье пациента, автослесарь - за ремонт машины, повар- за качество пищи.
А каковы критерии и мера ответственности у "слуг народа" за результаты своей работы? Нужно знать, что по отношению именно к парламентской деятельности ответственность установлена быть не может: оценка деятельности депутатов носит исключительно личностный характер. Предъявлять им обвинение можно только за доказанное использование депутатского статуса в личных целях. Поэтому известные решения, принятые в бытность премьер-министрами Ицхаком Рабином в 1993-м, Эхудом Бараком в 2000-м, Ариэлем Шароном в августе-сентябре 2005-го- неподсудны.
5
У людей. вдруг обретших власть, отмечается тенденция к перемене довыборных убеждений, которую следует назвать "изменение оценки восприятия событий".
Например, Н., известный критик правительства за уступки по отношению к врагам, становится министром, отвечающим за отношения с этими самыми врагами. Но оказывается, что получив высокий пост и доступ к секретной информации и "закрытым" документам, Н. узнает много, ранее ему не ведомого: о значительной зависимости Израиля от расстановки сил в международной политике, от постоянно меняющейся конъюнктуры и от многих других важных причин, влияющих на безопасность государства. Он узнает о действительных возможностях ХАМАСа и "Хизбаллы", располагающих уже вполне современным оружием- многими тысячами ракет, и хорошо обученными солдатами, и то, что Ирану, чтобы уничтожить Израиль, не нужна атомная бомба - там и других средств более чем достаточно. Весьма печален и прогноз того, как поведут себя наши местные арабы (полтора миллиона человек) в час испытаний "не на жизнь, а на смерть" и какую позицию займут их мусульманские братья в соседних странах.
И понял новый "слуга народа" глубочайший смысл сказанного мудрым царем Соломоном: "умножающий знание умножает печаль". И "умножилась скорбь в сердце его", когда уяснил Н., что обещания, данные своим избирателям, он не выполнит.
И что, осознав реалии, Н. оставляет свою должность? Да нет, конечно, потому что он человек и ничто человеческое ему не чуждо и его уже поразил вирус той болезни, которая называется "власть". Поэтому из Кнессета по доброй воле, как говорится, уже никто никуда не идет.
Читайте также
6
Считается, что известное выражение "ловить рыбу в мутной воде" связана с басней Эзопа(6 в. до н.э.), в которой говорится о рыбаке, ловившем рыбу таким способом: он мутил воду вокруг закинутых им сетей, загоняя в них ослепленную рыбу. Мораль сей басни понятна- преднамеренно создать неразбериху для извлечения выгоды.
Эта басня Эзопа, является точнейшей аллегорией демократии - той системы управления государством, которая дошла до наших дней со времен очень древних. И уже тогда Платон, живший в 5 в. до н.э., утверждал, что демократия- неминуемо влечет за собой тиранию. И что- разве этот вывод не получил исторического подтверждения?
Наверное, поэтому наиболее широко известным является высказывание Уинстона Черчилля, смысл которого в том, что ""Демократия - наихудшая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало".
Обратим внимание на фразу "пока не придумало". Личность масштаба Черчилля понимала, что человечество достигло такого уровня цивилизации, который потребует изменений в системе управления государствами, отсюда "не придумало … пока" . Со времени произнесения этой фразы (11 ноября 1947 года) и ста лет не прошло, но излишне говорить о том прогрессе, который произошел за это время в науке и технике и какие возможности получило человечество в своем развитии.
А вот демократия осталась такой, как и была. И пока эту "старушку" не похоронят, все коалиции и оппозиции - только "мутная вода", в которой хитрый рыбак продолжит ловить рыбу.