В любой момент может случиться все возможное и невозможное; как точно заметил поэт, "пуля дырочку найдет". Израилю все труднее проявлять сдержанность, чтобы не дать втянуть себя в этот стремительный и опасный водоворот.
В какой-то мере мы уже в него втянуты. Когда два десятка правительств, от США и Бельгии до Ирака и Палестинской автономии, отзывают из Украины своих граждан и дипломатов, мы реагируем со всей серьезностью. Все побежали, и мы тоже бежим, причем в первых рядах. То же касается призыва к алие украинских евреев: мы хорошо знаем, кто всегда становится крайним в любых конфликтах. Правда, из 15 тысяч находящихся в Украине израильтян только треть выразила желание уехать, и наши официальные лица сами признаются, что у них нет точной информации о возможной войне, но в таких делах лучше перебдеть, чем недобдеть.
Подобные меры предосторожности не испортят наших отношений с Москвой. Скорее наоборот: для Путина бегство иностранцев из Украины - лестное подтверждение, что в мире его боятся и признают его силу. Не случайно мировое сообщество не эвакуирует своих граждан даже из приграничных районов России - то есть, ход военных действий всем заранее очевиден.
"Паника - лучший друг врага", - печально заметил президент Украины Владимир Зеленский. Участвуя в общемировой панике, Израиль только играет на руку Путину, и здесь мы ничем не рискуем. Конечно, дипломатический исход вызывает раздражение украинского руководства, но вряд ли это приведет к охлаждению между Киевом и Иерусалимом.
Вопросы вызывает лишь предполагаемое участие ЦАХАЛа в эвакуации израильтян "в случае острой необходимости". Речь идет о транспортных военных самолетах, и если, не дай Бог, такой самолет случайно подвергнется обстрелу, это уже будет вооруженным столкновением между Израилем и Россией (или Украиной). Но такого поворота все стороны постараются не допустить; с первым же выстрелом все полеты над Украиной прекратятся. Что касается Израиля, то у нас уже был сирийский опыт неоднозначных ситуаций, которые все участники спускали на тормозах. Таким образом, не стоит бояться, что причиной третьей мировой войны, о которой с таким пафосом говорит президент Байден, станет российско-израильское столкновение.
Настоящая опасность для нашей страны в этом конфликте лежит не в военной, а в политической сфере, и исходит, как ни удивительно, от Запада. Курс на международную изоляцию России, стремление вывести ее за рамки цивилизованного мирового сообщества ставит Израиль перед тяжелым выбором, где нет ни одной хорошей опции. Единственный приемлемый вариант - каким-то образом уклониться от этого выбора. Израиль делает для этого все возможное: наши руководители ни разу не высказались в поддержку той или иной стороны конфликта. Но слов сегодня уже недостаточно. Отказ от продажи израильских вооружений Украине уже произвел на Запад плохое впечатление, и от нас ждут некой реабилитации, симметричного шага, подтверждающего принадлежность Израиля к цивилизованному сообществу.
Разумеется, никто не заставит нас посылать войска в Украину, но вопрос о повсеместном введении антироссийских санкций может быть поставлен очень жестко. Если Байден и Европа займут позицию "кто не с нами, тот против нас", Израиль будет загнан в угол. А если обещанные санкции будут подобны тем, что вводились против Ирана, это станет огромным ударом по израильской экономике. Сегодня обозреватели предупреждают об экономическом ущербе от прекращения или сокращения импорта из Украины пшеницы, злаков, металлов и т.п., однако эти потери не идут ни в какое сравнение с тем уроном, который будет нанесен ограничением торговли и экономического сотрудничества с Россией.
Но страшнее всего другое. В стратегическом плане рассориться с Москвой означает для нас роковую неопределенность в Сирии, угрозу для российской еврейской общины и поддержку Кремлем антиизраильской позиции Ирана - все это с самыми непредсказуемыми последствиями. Россия - не самый надежный партнер, зато она может быть очень опасным врагом.
Одним словом, при любом раскладе Израилю выгодно сохранить с ней доверительные отношения. Даже неизбежное сближение Москвы с другими изгоями западного мира - Ираном и Китаем - мы могли бы использовать себе во благо, прибегая к помощи России для обуздания иранских амбиций. Вряд ли Кремль захочет допустить войну между своими немногими оставшимися союзниками.
К сожалению, здесь мало что зависит от нас. США и в меньшей степени Европа будут давить на Израиль, чтобы заставить его присоединиться к активным действиям своего лагеря.
Читайте также
Можем ли мы игнорировать подобные требования? Увы, даже в лучшие времена это было бы рискованно. А сегодня недовольство Вашингтона и Брюсселя, помимо всего прочего, грозит сказаться на переговорах по возобновлению иранской ядерной сделки. Разочаровавшись в лояльности Израиля, западные переговорщики могут согласиться со всеми условиями аятолл и заключить соглашение, которое позволит Тегерану в кратчайшие сроки обрести атомную бомбу.
В этой ситуации оптимальный выход для Израиля - чтобы о нем в связи с украино-российским конфликтом вспоминали как можно реже. На первый взгляд даже кажется, что наша бурная активность по эвакуации граждан и олим из Украины вредна, поскольку привлекает к себе излишнее внимание. Приглашение к репатриации, задействование армии и военной авиации - зачем поднимать шум на весь мир?
На самом деле такая настойчивость оправдана. Чем меньше в Украине останется израильтян и евреев в это смутное время, тем ниже вероятность антисемитских провокаций, которые вынудят нас вмешаться в конфликт, пусть даже на дипломатическом уровне. Такого вмешательства ждут от еврейского государства обе стороны, которые до сих пор считают нас союзниками. И именно этого Израилю нужно избежать.