До определенного момента их левые и арабские партнеры действительно готовы были поступиться принципами ради сохранения коалиции, тем более что правые оппозиционные партии шли на все, чтобы свалить правительство. Но теперь оппозиция не так страшна, как в начале, и левые, а особенно арабы начинают бой за свои истинные цели.
Эти перемены особенно наглядно иллюстрирует судьба закона о гражданстве, известного также как закон, препятствующий воссоединению палестинцев с родственниками, живущими в Израиле.
В июле истекло действие временного запрета на такое воссоединение, однако его новый вариант в редакции Аелет Шакед не прошел. Характерно, что левые и РААМ голосовали за предложение Шакед, а Ликуд и вся правая оппозиция - против, хотя законопроект носил однозначно правый характер. То были первые дни "коалиции перемен", и Биби со своими сторонниками еще надеялся легко свалить соперников, а потом уже принимать все нужные ему законы. Что касается коалиции, особенно ее левого крыла, то оно до такой степени не хотело отдавать только что обретенную возможность порулить, что согласно было голосовать за что угодно с закрытыми глазами. Пожалуй, Беннет мог бы в то время провести через Кнессет даже аннексию Западного берега и Газы, но ему это не пришло в голову.
Принятие бюджета и относительно успешное начало правления породили в рядах коалиции эйфорию. Ее представители перестали вздрагивать от каждого окрика со скамьи оппозиции, а входящие в нее правые центристы решили, что левые и арабы будут и дальше послушно поднимать руки "за" и "против" по указанию из канцелярии премьера. Это была опасная ошибка. Не только Беннет и Лапид почувствовали себя уверенно в новой роли; Мансур Аббас тоже решил, что пришло время сказать свое слово в политике, причем на родном арабском языке.
Именно на этом языке, и неважно, что не все его понимают, обсуждали арабские депутаты в Кнессете закон об электричестве, принятие которого стало их первой крупной победой. Речь идет о подключении к электросети незаконных построек, большинство которых находится в арабском и бедуинском секторе. Законопроект был подан депутатом от РААМ, а заседание вел Мансур Аббас - одним словом, все среди своих и для своих, так зачем затруднять себя переходом на иврит?
Следующий на очереди закон о гражданстве. 9 января он был утвержден на межминистерской комиссии, но это всего лишь условность - законопроект, в том виде, в каком он сформулирован Шакед, обречен. И арабская партия, и МЕРЕЦ его заблокируют, если не добьются существенных поправок в пользу палестинцев, о чем предупредили заранее.
Странно было бы ожидать другого. Для арабской фракции приток в Израиль палестинского населения гораздо важнее, чем электричество в бедуинских поселках - ведь таким образом они увеличивают свой электорат.
В скобках стоит заметить, что политики МЕРЕЦ, вероятно, тоже рассчитывают на голоса новых арабских граждан. Если это так, то их ждет разочарование. По мере роста авторитета РААМ, популярность МЕРЕЦ среди арабского населения будет падать. В самом деле: зачем арабам еврейская партия, без особого успеха защищающая их интересы, если у них есть свои представители в парламенте и правительстве? В такой перспективе МЕРЕЦ может просто исчезнуть или раствориться в РААМ, и сейчас, поддерживая арабских депутатов, он просто копает себе могилу.
Читайте также
Интересно рассмотреть аргументы Мансура Аббаса, апеллирующего к равенству и демократии при обсуждении закона о гражданстве. "Шакед - министр не только еврейского, а всего населения", - провозглашает он. Со стороны такое заявление кажется справедливым, но на самом деле это чистая демагогия. Речь идет не о гражданах, которые должны быть равны в демократическом государстве, а о праве на гражданство. Израиль - еврейское государство, и право на гражданство, согласно Закону о Возвращении, имеют здесь только евреи. Если же речь идет о воссоединении с нееврейскими членами семьи, живущими за границей, то даже израильтяне-сабры проходят все круги бюрократического ада, прежде чем получить такое разрешение, и не всегда это хождение по мукам заканчивается успехом.
Наивно думать, что глава РААМ этого не знает, когда он требует для палестинцев гражданства по закону, а не в отдельных гуманитарных случаях, как предлагает закон Шакед. Просто он хочет уравнять арабов с евреями, чтобы рожденные палестинцами имели свой Закон о Возвращении и такие же права на проживание и гражданство в Израиле. Кто-то скажет, что это невозможно, но ведь совсем недавно нам казалось невозможным присутствие в правительстве арабских не-сионистских партий. Жизнь не стоит на месте. Электричество в незаконных постройках и воссоединение палестинских семей - только первые шаги. А дальше - добро пожаловать в Израиль, государство равных прав для евреев и палестинцев, как его представляет Мансур Аббас.