Zahav.МненияZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+22+13
Иерусалим
+19+10

Мнения

А
А

Матан Кахана против верховных раввинов

Новый закон должен облегчить процедуру прохождения гиюра, хотя все еще оставляет ортодоксальный вариант единственной опцией гиюра в Израиле.

03.01.2022
Источник:Детали
Фото: Walla! / Реувен Кастро

Министр Матан Кахана продолжает находиться в эпицентре политико-религиозной бури и пытаться пробить стену под названием "верховный раввинат": он обнаружил, что правительственный закон о гиюре невозможно будет продвигать без смены руководства управления гиюрами. Попытки Каханы продвинуть своего ставленника на эту должность пока что провалились, но предыдущий управляющий, раввин Моше Веллер, назначенный лично верховным раввином Давидом Лау, будет отстранен от должности. Это, безусловно, логично, учитывая, что сам раввин Лау противится новому закону изо всех сил, не выбирая средства.

Новый закон должен облегчить процедуру прохождения гиюра, хотя все еще оставляет ортодоксальный вариант единственной опцией гиюра в Израиле. Идея в том, чтобы городские раввины также смогли проводить процедуру гиюра, и влияние раввината на этот процесс уменьшилось. Именно в рамках продвижения этого законопроекта, как полагает Кахана, назначенец Лау - "неподходящий человек", чтобы продолжать занимать эту должность в ходе реформы.

В качестве "своего" кандидата на должность Кахана упомянул раввина Хаима Ирама из поселения Элазар в Гуш-Эционе, относительно либерального религиозного судью и ярого сторонника нового закона, который даже помогал сформулировать этот законопроект. Кахана пытался изменить условия, необходимые для назначения на должность управляющего, чтобы раввин Ирам мог стать кандидатом, но пока что ему это не удалось.

Закон о гиюре министра Каханы вызывает большой интерес в религиозном мире и, конечно, немало антагонизма. Верховный раввин Лау, к примеру, рвет и мечет, рассылает гневные письма министру Кахане и премьер-министру Беннету, а также задерживает подписание новых сертификатов о гиюре. Проблема состоит в том, что если верховный раввин перестает сотрудничать с системой гиюров, она де-факто перестает действовать: по существующему законодательству, именно подпись Лау требуется на сертификатах гиюра. Уже более сотни новых обращенных ждут сертификата, который остается лежать на столе бастующего раввина.

Это не первая акция протеста раввинов против реформ Каханы. В августе этого года, к примеру, оба верховных раввина, Давид Лау и Ицхак Йосеф, провели экстренный съезд всех религиозных деятелей страны, на котором призвали не признавать гиюры, которые будут проводиться вне раввината, не признавать кашрут, который по реформе будут обеспечивать частные организации, и так далее. После этого судья-омбудсмен Ури Шохам, ответственный за проверку жалоб на судей, даже рекомендовал министру религий отстранить Ицхака Йосефа от его должности за нарушение этического кодекса государственного раввината.

Наверное, не нужно объяснять, что если бы любой другой государственный служащий позволил себе вести подобную политику, он был бы уволен в тот же день. Но тут, к сожалению, действует правило, перефразируя "Джентльменов удачи", - "кто ж его уволит, он же памятник", то есть раввин. Сам Матан Кахана объяснял не раз, что правительство не имеет морально-этического права смещать верховных раввинов, даже если формально такое право у него есть. Другими словами, устранив бунтующих верховных раввинов, Кахана разрушит статус раввината и отношения между раввинатом и государством, то есть систему, во главе которой он стоит как политик. Такой метод рубить сук, на котором сидишь, Кахане явно не подходит, поэтому он будет, скорее всего, продолжать политику медленной эволюции: проводить реформы, постепенно ослабляющие власть и монополию раввината, но не разрушающие его окончательно.

До сих пор никто не отваживался бросать вызов верховному раввинату так явно, как делает это министр Кахана, и поэтому реакция раввинов неудивительна, а действия министра достойны уважения, даже если они не столь радикальны, как хотелось бы некоторым членам коалиции и большинству нерелигиозного населения страны, и в особенности русскоязычному сообществу. Можно было бы назвать это "крестовым походом" Матана Каханы, но как-то неловко, учитывая тематику... А если серьезно, то, на мой взгляд, следует дождаться реализации реформ кашрута и гиюра, чтобы понять, станут ли они началом изменения статус-кво между религией и государством в нашей стране, или еще одним, более мягким вариантом ортодоксального диктата.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке