Офицеры высшего звена уходят в знак протеста против новой политики главы агентства Давида Барнеа, который вступил в свою должность только в этом году. Он, по слухам, инициировал расформирование ряда отделов из-за их "несовременности", что спровоцировало недовольство ветеранов службы. Некоторые представители израильского разведсообщества полагают, что ситуация, сложившаяся из-за Барнеа, может подорвать проведение стратегически важных операций.
За несколько недель агентство покинули трое высокопоставленных офицеров, пишут израильские издания. Четвертый, по этим данным, рассматривает вариант с уходом со службы. Причиной стало недопонимание с действующим директором ведомства: ветераны разведки выразили протест против его организационных решений по распределению обязанностей между подразделениями. Уточняется, что Давид Барнеа упразднил сразу несколько отделов, которые он считал старыми и бесполезными, а некоторые решил слить между собой. Показательно, что среди подавших в отставку - глава отдела технологий, начальник отдела операций и руководитель структуры, занимающейся антитеррористическими кампаниями.
Барнеа заступил на новую должность в начале июня, став тринадцатым по счету главой ключевого разведывательного агентства. Назначение породило много предположений, куда двинется политика ведомства дальше. Его предшественник Йоси Коэн был сторонником предыдущего премьер-министра Биньямина Нетаниягу, что даже заставляло наблюдателей рассуждать о разведчике как о возможном преемнике главы правительства. На Коэна возлагалась та работа, которая позволяла Нетаниягу набирать политические очки. К примеру, его считают основным координатором процесса нормализации отношений между еврейским государством и странами арабского мира.
Автор книги о точечных ликвидациях "Моссада" Восстань и убей первым" Ронен Бергман утверждает, что разница между Барнеа и его предшественниками разительная. По его словам, прежние руководители ведомства видели свою главную миссию в том, чтобы собирать разведданные и разрабатывать возможности для проведения специальных операций только в крайнем случае, в то время как нынешний директор "больше сосредотачивается на сборе наиболее оперативной информации, которая сразу может быть превращена в тактические операции, направленные на достижение стратегического изменения". Иными словами, Барнеа агрессивно нацелен на проведение диверсионных действий против ключевых фигур и объектов противника.
Другим нововведением Барнеа стала политика взаимодействия с журналистами. Если при Коэне ведомство могло направлять осторожные сигналы своим противникам через утечки в СМИ, то, по словам обозревателя газеты "Гаарец" Йоси Мельмана, новый глава "Моссада" предупредил действующих и бывших должностных лиц: он накажет любого, кто будет откровенничать с прессой - неважно, под запись или неофициально - о текущих или прошлых шпионских операциях без его разрешения… "Которое он, вероятно, никогда не даст, - говорит Мельман. - Он планирует вернуть "Моссад" к былым временам, когда молчание действительно было золотом".
Характеризует главу разведывательного ведомства и то, что он является фанатом высоких технологий. Изощренное убийство иранского физика-ядерщика Мохсена Фахризаде, которое было совершено в провинции Тегеран в 2020 году при помощи роботизированного пулемета, считают операцией, спланированной Барнеа. По словам его коллег, она не только отражает его "нестандартный подход" к выполнению заданий, но и его решимость усовершенствовать оперативную деятельность за счет новых гаджетов. Как уверяет Мельман, хотя новый глава "Моссада" находится в своем кресле менее полугода, он успел создать новые подразделения, которые делают в своей работе упор на высокие технологии. Не исключено, что это и сыграло свою роль в расформировании некоторых отделов внутри спецслужбы.
Читайте также
Сейчас же агентство внешней разведки переживает шок в связи с серией отставок. Региональные издания цитируют инсайдеров внутри "Моссада", которые говорят, что последние события подорвут стратегически важные операции ведомства. Кроме того, политика Барнеа, по их словам, может привести к тому, что многие офицеры высшего звена будут вынуждены уволиться со службы, что приведет к увеличению градуса недовольства в израильском разведсообществе. Опасно и то, что процесс увольнений коснулся вопроса преемственности. По словам бывших оперативников, как минимум двое из ушедших в отставку рассматривались в числе основных кандидатов на пост директора в перспективе - когда срок Барнеа подойдет к концу.